ИСТОРИЯ холбонского ВОЕННОГО ГОСПИТАЛЯ № 1488

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 76 лет, но события 1941-1945 гг. до сих пор привлекают внимание историков, литераторов и просто неравнодушных к истории того времени людей. На защиту Отечества от фашистской нечисти поднялся весь народ. Не щадя жизни, до последней капли крови защищали свободу своей Отчизны миллионы бойцов. Из посёлка Холбон за время войны было призвано 557 человек, 153 из них погибли. Те же, кто не попал на фронт, своим усердным трудом приближали день победы на своём рабочем месте.
С начала Великой Отечественной войны по распоряжению общества Красного Креста при больнице в п. Холбон были организованы курсы медсестёр. Через шесть месяцев 20 девушек получили документы о присвоении квалификации медицинской сестры. Спустя год после начала войны в районный отдел здравоохранения пришёл приказ «Об организации эвакогоспиталя».

В Холбоне были освобождены два 24-квартирных дома, оборудованы палаты, кабинеты, подсобные помещения. Реконструкцию вели холбонские энергетики и арбагарские шахтёры. Спешным порядком завозили оборудование для кабинетов, мебель, инвентарь.
15 марта 1943 года эвакогоспиталь № 1488 на 400 человек был развёрнут. Начальником госпиталя назначен Л. П. Полянский, замполитом — капитан Ф.И. Кинёв. Люди не считались со временем. Подгоняла жизнь – фронту нужны были здоровые бойцы. И врачи, и обслуживающий персонал старались сделать всё возможное для возвращения здоровья раненым. В госпитале оборудовали операционный блок, перевязочную, физиокабинет и кабинет механотерапии. В последнем были установлены сандровские аппараты, с помощью которых раненым разрабатывали суставы рук и ног. Находясь в неподвижном положении, они могли потерять способность жить, двигаться. Зная это, раненые беспрекословно выполняли комплекс упражнений под наблюдением медиков. Это в сочетании с лечением помогало быстрее победить недуг. Рентгеновский кабинет и клинико-диагностическая лаборатория отвечали всем требованиям. Снимки, анализы выполнялись быстро, но качество их всегда было высоким, четким. Люди, которым была вверена жизнь защитников Родины, знали, что ошибаться не имеют права. В госпитале сразу открыли отделение по переливанию крови. В ряды доноров становились медицинские работники, всё здоровое население Холбона.

Вырезка из газеты «Шилкинская правда»


Раненых привозили в Холбон в эшелонах по железной дороге. Много хлопот было в дни привоза. Одни принимали раненых у вагона, другие стояли наготове подхватить носилки с тяжелобольными. В санпропускнике тоже не задерживали: раздевали раненых, мыли, надевали свежее бельё и уводили в палаты. А иногда сразу несли в операционную. В глубокий тыл направляли самых тяжёлых раненых, и работы для хирурга было много. Операционная всегда была готова к работе. Главный хирург госпиталя начальник первого хирургического отделения Ф.Г. Козлов виртуозно совершал операции. Это был опытный хирург. Был случай, когда он удалял пулю, которая находилась в перикарде, при сокращении сердца пуля тоже смещалась.

Хирург Федор Григорьевич Козлов, чьи руки спасли
сотни жизней

Родился Ф.Г. Козлов 25 июня 1904 года в селе Ключи Нерчинско-Заводского района Читинской области в семье крестьянина. После окончания 8 классов в 1925-1926 гг. учился в Читинском педагогическом техникуме. В 1926 году выдержав конкурсные экзамены, стал студентом медицинского факультета Иркутского университета. В 1931 году был направлен в Шилкинский район. С 1931 по 1935 годы работал главным врачом Шилкинской районной больницы, специализировался по хирургии. В сентябре 1936 года назначен главным врачом строящейся Холбонской больницы. Участвовал в её строительстве. Под его руководством больница очень быстро стала лучшим медицинским учреждением района. Здесь функционировали хирургическое, терапевтическое, инфекционное и родильное отделения, лаборатория и рентген-кабинет. В годы войны, несмотря на трудности, Ф.Г. Козлов старался сохранить прежнее качество лечения и содержания больных. Он часто принимал участие в военных комиссиях по призыву на фронт. Сам с первых дней войны хотел пойти на фронт, писал рапорты. Но его оставляли до особого распоряжения в тылу.
Жена Ф.Г. Козлова, врач-рентгенолог А.В. Фещенко, была ординатором второго хирургического отделения, где находились раненые после операции. На одного врача приходилось по сто раненых. Она занималась забором, запасом и переливанием крови, делала перевязки. Лечение в основном было хирургическое, и большое значение имели хороший уход и питание раненых. Питание было хорошее, все продукты качественные, и раненые быстро поправлялись.
Лечили бойцов и другие врачи: начальник второго хирургического отделения С.И. Семериджи, ординатор первого хирургического отделения А.Н. Бабарыкина, ведущий терапевт Н.П. Копёнкин, врач-одонтолог Х.М. Нетупская, врач-лаборант Е.Н. Кандинская.
Однажды привезли раненого Щербакова с Западной Украины. За 17 дней у него наступил некроз поясничного отдела и рёберных дуг (видны были кости). Врачи долго боролись за его жизнь. Делали перевязки, переливали кровь. Три часа уходило на переливание. Благодаря качественному лечению не было никаких осложнений. Щербаков поправился, и медицинская сестра увезла его домой, а дома его уже три года считали погибшим. Велико было желание медиков помочь раненым, в конечном счёте внести и свой вклад в победу над врагом.
Профессионализм, чуткое и доброе отношение среднего медицинского персонала вернули жизнь и здоровье сотням раненых и больных. Ф.Г. Козлов научил медсестёр накладывать гипс, ассистировать на операциях, давать наркоз, накладывать швы. До сих пор в посёлке помнит старшее поколение работников госпиталя: рентгенлаборанта М.Ф. Пешкову (Сырятову), старшую медсестру хирургии Н.Е. Савватееву (Пентину), Е.Т. Сизареву (Усенок), медсестёр Л.И. Удалову, С.А. Речь, санитарку М.А. Зайцеву (Черешневу).
Н.Е. Савватеева за два года до начала войны окончила двухгодичную школу медсестёр в городе Слободском, что в Кировской области. В июле 1941 года её призвали в действующую армию, а затем отправили в Холбон. Она работала старшей сестрой первого хирургического отделения.
Всё там было подчинено четкому распорядку. Лечение больных, кормление, уборка, постоянное наблюдение за тяжелобольными, замена постельного белья. Ни на минуту не затихала жизнь в госпитале. Все работали, одержимые одной мыслью: лечить правильно, ухаживать хорошо, чтобы своей заботой, лаской снять боль, помочь полному выздоровлению тех, кто смотрел смерти прямо в лицо.
Выпускница Холбонской школы М.Ф. Пешкова (Сырятова) 1925 г.р., окончила курсы медсестер при Холбонской больнице и работала сначала медсестрой, а потом рентгенлаборантом. Хирурги всегда были признательны ей за снимки, на которых ясно воспроизводились мельчайшие изменения в костных тканях. Ласковая, внимательная, она отлично справлялась со своими обязанностями.
В физиокабинете работали небольшие, хрупкие с виду, казалось, не знающие устали медсёстры Наташа Зайцева и Люба Бурундукова. Целый день они водили раненых на разные процедуры.
Верными, добрыми помощниками медицинским работникам были жители посёлка. После инструктажа они помогали принимать раненых, ухаживали в период лечения. За тяжелораненными требовался индивидуальный уход. И добровольные сиделки, нянечки были как нельзя кстати. Понимая, что свежий воздух для больных, как бальзам, они заворачивали лежачих больных в меховые одеяла и выносили подышать здоровым воздухом.
Руководство госпиталя заботилось об организации досуга для больных. Много сил приложил заместитель начальника капитан Ф.И. Кинёв. С местными культработниками оборудовали в полуподвальном помещении красный уголок, создали художественную самодеятельность. По субботним и воскресным дням, в праздники здесь проходили вечера, обязательно завершавшиеся концертом. Активной участницей этих концертов была жительница посёлка Т.С. Коршунова (Барановская). Особенно тепло, сердечно раненые встречали ребятишек. Они подолгу разговаривали с ребятами о делах в школе и дома, внимательно слушали их выступления, особенно когда те читали стихи и пели песни о войне, о храбрости русских солдат. Взрослые тянулись к детям, потому что каждый тосковал о своей семье. И ещё потому, что сражались на фронтах именно за их счастливое детство, счастливую жизнь.
Случалось и так, что комиссованные мужчины оставались жить в посёлке. Это произошло с М.Ф. Трушем. Участник Финской войны с первых дней он воевал на Ленинградском фронте. Оттуда его привезли в госпиталь в 1944 году, после ранения комиссовали. Всю жизнь мужчина хромал. Родом он был из Украины, но в родные места не поехал, там никто его не ждал. После освобождения Украины знакомые сообщили мужчине в письме, что его жену за связь с партизанами немцы повесили, а дочь расстреляли. Видимо, не было у него сил ехать на место ужасной трагедии. В Холбоне он встретил Софью Зубареву, женился на ней, завёл семью и прожил всю жизнь в Забайкалье. Так и не узнал он, что дочь выжила в жестокой бойне. В 1991 году она разыскала его дочерей и рассказала о себе. Её не убили, а увезли в Германию на работу, после войны она вернулась домой. Всю жизнь дочь искала отца….
Госпиталь просуществовал до января 1946 года. Медики делали всё возможное по восстановлению здоровья раненых фронтовиков. За всё время не удалось спасти только троих. Их похоронили на местном кладбище. Со временем сведения об умерших были утеряны. Организовал сбор несохранившихся сведений председатель Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры средней школы И.Ф. Ларионов, ветеран войны. Стали известны не только имена, но и воинские звания, жизненные даты, домашние адреса фронтовиков.
По инициативе комсомольцев посёлка и всего района 26 июня 1981 года на месте погребения солдатам, скончавшимся от ран в госпитале, был установлен мраморный памятник. Шефствовать над ним взялись учащиеся Холбонской средней школы, до сих пор с обязанностью этой они справляются.
20 июня 2019 года в Холбоне на кладбище около воинского захоронения прошла Всероссийская военно-патриотическая акция «Горсть Памяти». С места захоронения советских воинов были взяты фрагменты земли.

Жители Холбона, представители власти и военкомата на памятной акции у захоронения красноармейцев, скончавшихся от ран

В церемонии изъятия земли приняли участие четыре человека. Глава поселения С.В. Козлов, ветеран труда С.А. Трифонова и участник историко-краеведческого кружка «Патриот» Е. Платонов по очереди взяли в ладони небольшую горсть земли и засыпали её в подготовленный солдатский кисет, который держал в руках военком Шилкинского района Михаил Александрович Карелин. Затем С.В. Козлов завязал кисет и передал его военкому. Затем кисет поместили в специальные контейнеры — «солдатские кисеты». Их заложили в гильзы артиллерийских снарядов, которые затем с воинскими почестями установили на территории вокруг главного храма Вооруженных сил России в парке «Патриот» в Подмосковье.
Во время акции были озвучены сведения об умерших бойцах. Александр Трофимович Коробов, младший сержант-наводчик 354 отдельной противотанковой дивизии, член ВКП (б), родился в 1921 году в посёлке Старая Терня Кизлярского района Ставропольского края, призван в армию Кизлярским РВК.
Иван Ксенофонтович Тришкин — красноармеец-стрелок 49-го стрелкового полка, беспартийный, родился в 1915 году в селе Ямаши Новокамского района Татарской АССР, призван Новокамским РВК. Фёдор Иванович Крупин, красноармеец-пулемётчик 294-го артиллерийского полка, беспартийный, родился в 1908 году в городе Молотов, проживал на улице Большевицкой, 163.
Сведения об истории госпиталя сохранились благодаря существованию школьного музея (руководитель С.А. Климова). Там бережно хранятся статьи из газет «Шилкинская правда» за разные годы с рассказами очевидцев о событиях тех лет. Именно они легли в основу моего рассказа.
Во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу шла своя борьба с фашизмом, с жуткими последствиями войны. Я восхищаюсь и горжусь героическим трудом медицинских работников, врачей и медсестёр, которые своим мастерством, кропотливой работой смогли спасти десятки тысяч солдатских жизней.
Н.В. Бартош,
заведующая библиотечным отделением
МУК БиКДО «Орфей»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*