«Навигаторы детства»: воспитание в школе – в центре внимания

Быть в окружении радостных, открытых к новому детей — одно из самых больших достижений любого учителя, его признание

С 20 по 26 мая во Всероссийском детском центре «Океан» прошёл Дальневосточный слет участников проекта «Навигаторы детства». Среди педагогов из девяти регионов страны, советников директоров по воспитательной работе, девять были из школ Шилкинского района.

Новая должность у специалистов появилась еще в 2021 году, при реализации проекта в школах проходили конкурсы по отбору. В 12 школах района начали работу свои советники. В слете приняли участие Лариса Михайловна Шубина (школа с. Чирон), Юлия Борисовна Плиткина (Первомайская школа № 2), Елена Анатольевна Перминова (Шилкинская школа № 2), Мария Михайловна Борисевич (Шилкинская школа № 1), Екатерина Олеговна Медведко (Шилкинская школа № 52), Дарья Владимировна Арсентьева (Шилкинская школа № 51), Алексей Владимирович Миронов (школа п. Холбон), Евгений Рашитович Нагимов (школа с. Мирсаново).
По возвращении учителей из «Океана» корреспондент «Шилкинской правды» пообщалась с учителем начальных классов, советником директора по воспитательной работе Дарьей Владимировной АРСЕНТЬЕВОЙ. На примере своей школы она рассказала, как попадают в советники, какая работа проводится совместно с детьми, каких результатов можно ожидать и как к этому относятся родители и педагоги.

Корр.: — Дарья Владимировна, расскажите, что это за должность — советник директора по воспитательной работе, когда она появилась и как строится работа советника? Почему вы решили этим заняться?
Дарья Арсентьева: — Это проект «Росдетцентра» совместно с Министерством просвещения, он стартовал в 2021 году. Наш край попал в проект в 2022 году, и на конкурсной основе в каждом образовательном учреждении мог поучаствовать любой желающий педагог. Деятельность советника направлена именно на патриотическое воспитание. Мы сейчас в стране имеем с этим небольшие проблемы и их нужно решать. Тех специалистов, которые уже есть в школе, с их загруженностью будет недостаточно, нужен специальный человек. Мне было интересно попробовать, любопытно было название — советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В принципе мне интересно заниматься вопросами воспитания.
Корр.: — Как вы готовились, чтобы пройти конкурсный отбор на эту должность?
Д.А.: — Нужно было приготовить портфолио, куда входили и личные достижения, и разработки в области воспитания. Достаточно было предложить хотя бы одно мероприятие. Портфолио оценивалось группой специалистов из Российского детско-юношеского центра, который находится в Москве. Следующий этап — тестирование на 100 вопросов по знаниям из области науки, нормативно-правовой базы, образования и воспитания. По результатам этапов выставлялись баллы, и давали допуск к дистанционному обучению и собеседованию. У нас от школы участвовали три человека, мы все дошли до обучения. На дистанционных курсах было много лекций, посвященных воспитательной базе, психологическим основам работы с детьми: как работать с трудными подростками, как работать с родителями. Много материала было посвящено тому, как вовлечь детей в детские движения, чем им будет в будущем это полезно. Задача советника воспитывать гражданина, патриота и социально активного человека. В своем портфолио я представляла работу «Знак вопроса». В начале карьеры я работала педагогом-организатором и ежегодно у меня проходила интеллектуальная игра среди разных параллелей «Знак вопроса» с патриотическим уклоном: один год мы посвящали ее Великой Отечественной войне, другой год — советским мультфильмам к юбилею «Союзмультфильма», третий год — русской детской литературе.


Корр.: — Что вы вкладываете в понятие патриотизм? Что это для вас значит?
Д.А.: — Патриотизм — это не вещь, это чувство, которое должно возникнуть. Ребенок не рождается патриотом, мы должны его воспитать. Через любовь к Родине, через любовь к малой родине, семье, литературе. Сейчас в качестве советника проводя дни единых действий — это одна из основных форм нашей работы, — мы работаем и с литературой, и с историй государства, и с кино, организуем кинолекторий. Сейчас много форм работы, и, как говорят, новое — это хорошо забытое старое. Есть и интернет-активности: можно сделать коллаж, историю написать или свое впечатление от фильма и опубликовать во ВКонтакте с определенным набором хештегов. Есть форма работы QR-квест, когда сканируется ссылка, и получаем задание: маршрутную карту, ролик, текстовую информацию.
Корр.: — Что такое дни единых действий?
Д.А.: — Это дни, которые объединяют всех школьников страны, независимо от того, в каких мы находимся городах, часовых поясах. Это государственные праздники, некоторые дни воинской славы, знаменательные даты и события. Каждый день единых действий сопровождается концепцией, в которой предлагаются допустимые к этой дате форматы работы, охватывающие школьников всех возрастов, и желательно охват участвующих должен быть максимальный. Работу провожу когда сама, когда с привлечением классных руководителей или учителей-предметников, часто в работу подключаются ребята из школьных объединений: ученическое самоуправление, юнармия. Самое лучшее, когда мы все вместе, в симбиозе работаем на воспитание: так интереснее, так проще и охват шире. Также при реализации концепции определенного дня единых действий прибегаем к социальному партнерству: мы работаем и с Домами культуры, районным и городским, и с библиотеками, и со спортивным залом, с Домом детства и юношества. Когда дети включаются в событие, им нравится формат, их потом не оторвешь, начинается активная интересная работа, движ, обсуждение. Еще деятельность советника направлена на включение во внеурочную активность ребят, которые находятся в «группе риска» или в трудной жизненной ситуации. Тут еще подключаются и другие специалисты — социальный педагог, педагог-психолог.


Корр.: — Из того, что вы рассказываете, складывается ощущение, что у нас снова появляется пионерия. Какое у вас личное отношение к этой истории: с одной стороны, это возврат в прошлое? И вообще похоже это между собой с тем, что было?
Д.А.: — Российское движение детей и молодежи «Движение первых», которое появилось в декабре 2022 года, это непосредственно предпосылки к тому, что возвращается работа пионерской организации. Там также есть свои лидеры, свои направления: патриотизм, экология, спорт, творчество и прочее. 30 лет назад пионеры делали то же самое.
Корр.: — Мы с вами попали в то время, когда пионерии уже не было, но, тем не менее, мы фильмы на уроках также смотрели — «Война и мир», «Тихий Дон», также ходили в театральные кружки, ходили на субботники и участвовали в разных активностях.
Д.А.: — Нам с вами, наверное, повезло с педагогами, что они поддерживали эту работу, эту инициативу. Без советника по воспитанию, без Российского движения детей и молодежи мы в нашей конкретно школе всегда занимались воспитанием, применяли разные формы, это для нас не было пробелом. Может быть, не так активно, не так много, а, может, мы просто не говорили об этом воткрытую? Сейчас мы каждый день единых действий, важное событие в жизни школы сопровождаем публичным отчетом в социальной сети и на сайте школы. В этом, кстати, есть свои сложности, когда ты занят работой, ты в моменте, некогда что-то запечатлеть. Но у нас в школе развивается медиаслужба, где дети учатся писать посты, заметки, делать хорошие снимки.
Корр.: — Вы прошли конкурсный отбор и стали советником, но при этом вы являетесь классным руководителем в начальной школе. Как вы это совместили и было ли сложно начинать работу?
Д.А.: — С 1 сентября 2022 года я стала учителем первого класса. С утра работала в классе учителем, а с обеда — советником. План работы был, я знала, что стоит прокоординировать, а что нет. А также я могла что-то отработать со своими детьми и они всегда были за. Плюс ко всему мы вступили в проект «Орлята России», это программа социальной активности младших школьников, разработанная по разным направлениям, чтобы ребенок смог ориентироваться в своих интересах и в будущем выбрал для себя что-то конкретное: историю, добровольчество, театральное или декоративно-прикладное искусство, например. Программа «Орлята России» — это первая ступень, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в «Движении первых». Каждый ребенок — это будущее нашей страны, и задача взрослых — помочь ему определиться, кем он хочет стать в этой стране, какую пользу он принесет семье, обществу, государству. Здесь не нужно заставлять, здесь нужно заинтересовать. Если ребенок увлекается экологией, например, он может участвовать в экологическом проекте, любит фотографировать, то ему всегда найдется место в медиакоманде. За участие и победу во многих проектах дети могут получить очень хорошее поощрение. Они это любят, они видят, что трудились не зря. Но если же нет никакого материального поощрения, всегда можно приобрести опыт, обменяться идеями, найти новых друзей.
Корр.: — Спонсирование этих мероприятий предусмотрено?
Д.А.: — Насколько я знаю, финансирование на регион предусмотрено. И довольно крупные мероприятия проходят в Чите. У нас пока таких не было.


Корр.: — Расскажите о вашей поездке в Приморье на слет советников?
Д.А.: — Девять советников из Шилкинского района посетили Дальневосточный слет навигаторов детства в ВДЦ «Океан». Там были педагоги из Забайкалья, Камчатки, Якутии, Приморья, Бурятии, Московской, Саратовской и других областей, всего 1350 советников. Было интересно оказаться в среде тех людей, которых объединяют одни и те же радости, проблемы, с любым человеком можно было найти, о чем поговорить. Что касается самого обучения, то была также полезная информация: новые формы работы с детьми, как их собрать в большие или малые группы, формы работы с коллегами, потому что многие воспринимают появление «какого-то» советника достаточно болезненно. Были интересные лекции ученых-педагогов по воспитанию. В «Океане» есть девиз «Живи! Твори! Мечтай!», и согласно этому девизу у нас были проживание и модульное обучение. Модуль «Живи» означал погружение в отрядную жизнь, у нас были вожатые, мы по утрам делали зарядку, ходили строем, собирались вечером на «огоньки». С большим опытом работы в лагере мне было интересно оказаться по ту сторону, оказаться снова ребенком. Произошла эмоциональная разгрузка, несмотря на то, что мы много и плотно учились. Модуль «Твори» — это прохождение потоковых лекций, встречи с учеными. В модуле «Мечтай» была практическая работа: декоративно-прикладное искусство, спортивные соревнования, работа в малых группах по кейс-технологии. Все из этого, несомненно, полезно для повышения качества работы советника по воспитанию. «Океан» работает 24 часа в сутки круглый год. Перед нами уезжала смена для 4-классников «Содружество Орлят России». Это самый большой стимул как раз для участников проекта «Орлята России», в котором мы сейчас с классом состоим. В 4 классе проходит конкурсный отбор, победители которого попадают на такую смену в один из лучших всероссийских детских центров «Артек», «Орленок», «Океан». У нас родители загорелись, хотя плюсом к расписанию идет один-два урока.
Корр.: — Вы как педагог, учитель начальных классов можете заметить, меняются ли дети по сравнению с предыдущим выпуском? Какие они?
Д.А.: — Они всегда другие, их не надо сравнивать. Мой выпуск начальных классов очень сильно помогает, приходится даже выбирать из желающих, очередь составлять: эти в этот раз помогут, те — в следующий. Они активные, это радует.
Корр.: — Помимо работы советника вы также занимаетесь юнармейцами. Расскажите, как вы вписались в это движение?
Д.А.: — Юнармейским движением раньше занимался директор, но в силу своей занятости торжественно передал детей мне. Я взялась за них, и в апреле мы съездили на районный слет юнармейских отрядов, заняли третье место. Ребята загорелись, и никто не захотел уходить. Там и мальчишки, и девчонки, готовим посвящение ребят в юнармейцы, потому что там все серьезно. Сейчас в отряде состоят дети с 5 по 8 классы. Есть блок военной подготовки: строевой марш, сборка-разборка автоматов, перенос раненых. Творческая работа также не обходит их стороной, спортивные направления развиты. Здесь мы прибегаем к сотрудничеству с коллегами: завучем по воспитательной работе, учителями физкультуры и ОБЖ.
Корр.: — Какие еще активности в школе есть?
Д.А.: — Спортклуб, медиацентр, волонтеры здорового образа жизни, два школьных театра — начального и среднего звена. Развито ученическое самоуправление: школьники придумывают свои мероприятия, которые интересны детям, и реализуют их сами с помощью педагогов, плюс — это помощники классных руководителей. Мы их работу стараемся поддерживать и улучшать, в следующем году будем их организовывать в соответствии с направлениями «Движения первых».
Корр.: — Еще не так давно бытовало мнение, что в школе перестали воспитывать, шли споры о том, должен или нет учитель помимо знаний нести какую-то социально-формирующую функцию. Сейчас, наверное, родители рады, что в школах «взялись» за детей или, наоборот, против, что в нагрузку к урокам добавились еще какие-то формы работы.
Д.А.: — У меня родители рады всем предложениям. Возможно, тут дело зависит от того, как мы преподносим информацию. Нужно сказать в положительном русле: ребенок находится под присмотром в школе, он занят, он развивается, это для его личности будет важно. Многие родители привыкли, что если поступил звонок из школы, то это опасный сигнал. Но не всегда это так. У нас есть дети, которые везде успевают. И есть родители, которые говорят: «Моего ребенка тоже сюда запишите». У нас проходят дважды в год родительские собрания, куда приходят в основном мамы. Бывают и активные папы. Со слета привезла интересную идею, чтобы привлечь к вопросам воспитания пап — что-то вроде совета отцов, чтобы они чувствовали ответственность и могли показать авторитет.
Корр.: — Понятно, что не все дети охотно вливаются в активные внеурочные процессы, у многих могут быть и проблемы с поведением, и проблемы с успеваемостью, корнем которых нередко выступают семейные неурядицы. Вы тут уже взаимодействуете с психологами и социальными педагогами?
Д.А.: — Да, потому что приходят сейчас нововведения, такие как штаб воспитательной работы, куда мы включаем специалистов на свое усмотрение, в зависимости от того, какие мы имеем проблемы. Там составляется план работы и расписано, кто непосредственно, чем занимается, чтобы был результат. Это сопровождается документами и отчетами. В области воспитания у нас работает большая команда, которую возглавляют завуч по воспитательной работе, педагог-организатор и советник.
Корр.: — Учителя готовы к участию в этих активностях?
Д.А.: — Не со всеми мы нашли еще общий язык, но мы работаем. Могу сказать, что у классных руководителей воспитательная работа уже внедрена. Ежегодно каждый классный руководитель на основе школьной программы воспитания готовит свою программу, и интереснее программа получается у тех, кто все же активно участвует в школьных мероприятиях со своими детьми, взаимодействует с советником.
Корр.: — В чем для вас проявился Год педагога и наставника, объявленный в 2023 году?
Д.А.: — Мы получаем огромное количество предложений, где мы могли бы поучаствовать: и педагоги, и педагоги с детьми, и педагог со своим наставником. Мы физически не успеваем принимать в этом участие. На школу обратили внимание абсолютно все организации: и культурные, и психологические центры, и другие.
Корр.: — Кто ваши наставники? Наверняка, вы выбрали эту специальность, потому что кто-то из учителей повлиял на вас?
Д.А.: — Мне комфортно было адаптироваться к работе в школе, я пришла в среду педагогов, которые учили меня. Елена Александровна Суюнда, Ольга Викторовна Суханова, Сергей Михайлович Котов, Виктор Владимирович Суюнда — все повлияли, даже кого я не перечислила. Я знаю, каким педагогом хочу быть, а каким — нет. У меня был наставник по предмету, мне дали часы музыки, а музыке нас обучала Людмила Васильевна Березова. По любым методическим вопросам я обращалась к Ольге Георгиевне Кондратьевой, тогда все непонятное сразу приобретало смысл. Есть коллеги и не стажисты, у которых есть чему поучиться.
Корр.: — А если смотреть с позиции учеников, советник — это наставник, применим это слово? Советник — это больше товарищ или все-таки должен держать дистанцию? На ваш взгляд, где найти ту середину, чтобы не быть чужим для детей, но и иметь авторитет как взрослый человек?
Д.А.: — Советник — это должность по номенклатуре. Мы «Навигаторы детства», так называется проект, так назывался слет, весь фирменный стиль проекта — это навигатор. Навигатор детства — это человек, который ведет, показывает возможности, раскрывает потенциал. Поэтому я для детей не наставник, не советник, я — навигатор. И я придерживаюсь педагогики сотрудничества, мы с детьми всегда в доброжелательных отношениях. С улыбкой, пошутить можем, у нас теплая атмосфера. Они приходят и радуются, улыбаются. Я стараюсь соответствовать.
Корр.: — Меня как родителя будущего первоклассника волнует, в отличие от ребенка, как пройдет его переход от сада к школе. Вы можете сказать, есть ли сейчас методика, как расположить ребенка к школе?
Д.А.: — Вы правильно сказали, дети волнуются меньше. Они придут 1 сентября — это для них будет праздник! Будет здорово, если педагог будет периодически этот праздник поддерживать. Возникнет приятная ассоциация. Конечно, ребенок столкнется с определенными трудностями, ведь это переход от одной деятельности к другой, когда ты больше сидишь на уроке, а 10 минут перемена, без учета динамических пауз во время урока. Мне кажется, в остальном первоклассники — самые активные дети в начальной школе: они хотят петь на концертах, они бы каждый день учили стихи, покажи, что станцевать — они станцуют. На мой взгляд, они как живой материал, из которого можно лепить, как из глины. Главное, чтобы руки, которые лепят, были профессиональны, направили детей в хорошее русло. Будет активный педагог — будут активными дети. И будут участвовать во всех мероприятиях, которые мы будем им предлагать.
Беседовала Анастасия АЛЫПОВА

Фото: личный архив Дарьи Арсентьевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*