На доброй родной земле

В ногу со временем

У каждого из нас была своя школа, любимые учителя, одноклассники, друзья детства.

Память хранит волнующие воспоминания о чудесной поре, светлом и в общем-то беззаботном времени взросления. Школа — это не только череда уроков, постижение базовых предметных знаний. Здесь формируются характеры, взгляды, убеждения. «Здесь десять классов пройдено, и здесь мы слово «Родина» впервые прочитали по слогам…» Какими вырастут дети, получатся ли из них позитивные, целеустремленные, гармонично развитые личности, зависит как от семейного воспитания, так и от микроклимата в учебном заведении, от взаимоотношений ребят со своими наставниками — учителями.
Современный культ потребления навязал российскому обществу холодный прагматизм, превосходство денежных интересов. Доброта, взаимовыручка и другие положительные качества сдвинуты на задний план. Но, к счастью, не всем затмили разум навязчивая реклама, низкопробные телешоу и сериалы. Как приятно знакомиться с отзывчивыми, по-житейски мудрыми, интеллектуально развитыми людьми, чьи интересы простираются дальше материального обогащения. Немало их и среди сельской интеллигенции.

Размахнино  Ушакова
Размахнинскую школу в районном управлении образования характеризуют как одну из лучших. В ней чуть более двухсот учащихся. По результатам ЕГЭ по русскому языку и математике в 2013 году школа заняла вторую позицию из девяти сельских школ. На второе место из двенадцати вышла по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) в девятых классах. Благодаря высоким результатам выпускники школы поступают на бюджетные места в высшие и средние специальные учебные заведения.
Учителя здесь в основном опытные, с большим стажем, но не застрявшие в догмах прошлого века, а взявшие из советской школы самое лучшее. Они овладели современными методами преподавания, тем самым повысив потенциал школы, умеют ладить с детьми и родителями. Пятеро педагогов носят звание «Почетный работник образования Российской Федерации». Замечательной особенностью советской распределительной системы было то, что после окончания педагогического вуза или училища бывшие выпускники возвращались сеять знания на свою малую родину: в село, райцентр. Вот и в Размахнинской СОШ, за исключением двух-трёх преподавателей, все остальные, в том числе и директор Владимир Николаевич Немеров, и завуч по учебной работе Ольга Алексеевна Блохина, — люди местные.

«Встречай, учи
и снова расставайся»

Наталья Леонидовна Ушакова с детьми начала работать с шестнадцати лет. Уже в столь юном возрасте, благодаря рекомендации классной руководительницы Генриетты Яковлевны Агеевой, ее приняли в интернат на ответственную должность воспитателя. Незаурядные организаторские способности Генриетта Яковлевна усмотрела ещё в годы учебы и всячески их поощряла. Девочка оказалась из разряда тех, кого называли общественницами, активистками. Очень скоро молодой воспитательнице доверили даже классное руководство над шестиклассниками — настолько явно проступало ее умение общаться с ребятами, вести за собой.
С неохотой и даже пожеланием провалиться отпускала девушку в Сретенское педучилище школьная директриса. Но Наталья, успешно выдержав вступительные экзамены, в числе еще нескольких абитуриентов со стажем была зачислена сразу на третий курс! Так, ускоренным методом, в 1975 году получила она специальность учителя начальных классов.
На десять лет волею судьбы она оказалась в Борзинском районе. Учительствовала в одном из сел. В стремлении пополнить интеллектуальный багаж заочно окончила естественно-географический факультет Читинского пединститута.
— А почему выбрали именно географию? — интересуюсь у Натальи Леонидовны.
— Большую симпатию испытывала к школьной учительнице географии Валентине Михайловне Блохиной, да и сам предмет очень нравился, — отвечает она.
В родное село Ушакова вернулась по семейным обстоятельствам. Поскольку преподавательской вакансии на тот момент не было, опять устроилась воспитателем в интернат. Но это на короткий срок. А после отъезда учителя географии, с 1985 года, она заняла подобающее ей место у глобуса и карты, и с тех пор бессменно ведёт размахнинских ребятишек по странам и континентам.
— Если бы представилась возможность начать жизнь заново, то я выбрала бы профессию учителя, — нисколько не рисуясь, спокойно утверждает Ушакова. — Когда видишь плоды своего труда, забываются все тяготы и проблемы, стоявшие на пути.
У Натальи Леонидовны хорошая методическая и теоретическая подготовка. Творчески работающая, инициативная и целеустремлённая она проводит уроки увлекательно, интересно, выбирает наиболее эффективные средства обучения. Большое внимание уделяет развитию практических навыков по картографии, ориентированию, краеведению и работе с приборами. Важную роль отводит внеклассной работе, неформальному общению с учащимися.
— В кабинете нас замыкает только зимняя стужа, — говорит учитель. — Очень люблю выходить с ребятами на природу. Весной и осенью классные часы провожу на воздухе.
Учащиеся Натальи Леонидовны показывают прекрасные результаты в государственной аттестации и при выполнении творческих конкурсных заданий. В частности, одиннадцатиклассник Иван Ватлин в прошлом году участвовал в конкурсе «Мой край родной», организованном районным Домом школьников. Его работа «Река моего детства», заняв в районе первое место, была направлена в Читу и как одна из лучших опубликована в сборнике «Моей Отчизны уголок».
Наталья Леонидовна — отличный классный руководитель. Без устали работает со своими учениками, способствуя созданию сплоченного коллектива, воспитывая чуткость и другие качества гармоничной личности. Много лет возглавляет школьное методическое объединение классных руководителей.
А главным качеством учителя Ушакова считает всё же доброту. Только прочувствовав её, дети раскроются в своих возможностях. Ещё она полагает, что деревенские дети добрее городских, что с ними легче найти контакт. Они избавлены от бешеного ритма мегаполисов, не перегружены пустой, ненужной информацией, потому готовы слушать и внимать учителю. Впрочем, и доброта не перерастает во вседозволенность. Ребята чувствуют, когда отношения строятся по принципу «учитель и ученик», а когда можно просто общаться, как со старшим товарищем.
В беседах с ребятами, в ненавязчивом воспитании она опирается на корни, на богатую событиями историю казачьей станицы. И считает, что здесь подрастает хорошее, нравственно здоровое поколение.
Она видит грань между учителем и педагогом. Педагог даёт урочный материал и спокойно уходит — учитель, прежде всего, учит жизни, стараясь передать свою человечность питомцам.
Из всех выпусков Ушаковой получаются хорошие ребята. И пускай они не достигли каких-то заоблачных карьерных высот — главное, состоялись как личности. Не припомнит таких, кто сделался бы преступником, отморозком или скатился на самое дно жизни.
Скромная от природы она не стремится к званиям и почестям. Самое важное, считает, это видеть плоды своего труда, воплощенные в учениках.
— О чём мечтаю?.. — произносит Наталья Леонидовна. — О том, чтобы у юношей и девушек, которых выпускаю во взрослую жизнь, всё сложилось удачно. Радуюсь их успехам, приятно, когда они приходят ко мне много лет спустя. Помню, однажды первого сентября вернулась домой с торжественной линейки, а на крыльце поджидает огромный букет. Дочь Танюшка мне говорит: вот пришли кто-то, цветы оставили… Может, поскромничали прилюдно в школе вручать.
И в личной жизни всё сложилось вполне достойно. Не хватая звезд с неба, Ушаковы вырастили двоих детей. Муж работал в дорожном участке, пока ДЭУ не ликвидировали. Сейчас ему совсем чуть-чуть осталось до пенсии. Дети обосновались в п.Лучегорске Приморского края. Дочь замужем, трудится там в банке. И сын, отслужив в армии, махнул в гости к сестре. Поселок энергетиков ему понравился, остался. Сын по профессии электрик, сват помог устроиться на работу.
А в Размахнино, я уверен, жить ничуть не хуже, чем в дальневосточном Лучегорске, только с работой туго. Потому-то разбегается молодежь. Залитое щедрым забайкальским солнцем раскинулось по распадку село. Отовсюду заметна на пригорке большая двухэтажная школа. После уроков, наскоро перекусив и переодевшись, спешат на школьный огород ребятишки. Пока не задождило, нужно успеть выкопать картошку. Багряно-золотой наряд сопок за Ингодой оттеняет строгую зелень сосен. Прозрачный воздух свеж и чист. От красоты погожего сентябрьского денька светлеет душа. Словно рай земной: век бы жил да жил… Идёт по тихим улочкам Наталья Леонидовна. Всё ей здесь знакомое, любимое. И бывшие выпускники здороваются, приветливо улыбаясь при встрече.
Олег Лоскутов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*