Обучение детей с ОВЗ обсудили директора школ

В феврале в нашей школе состоялся семинар руководителей образовательных организаций Шилкинского района, в ходе которого обсуждались проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Педагогические работники школы представили коллегам опыт работы по организации образовательного и воспитательного процессов для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В обучении, воспитании, развитии и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью важна работа каждого специалиста. Безусловно, ключевой фигурой является учитель, создающий и поддерживающий инклюзивный процесс.


Работа учителя начальных классов подобна работе ювелира. Он пытается раскрыть все грани своего ученика, особенно если это касается детей с трудностями и проблемами в развитии, а также имеющих расстройство аутистического спектра (РАС). Буквально за ручку ведут таких детей учителя начальных классов. Это ежедневный кропотливый труд, борьба за маленького человека, это преодоление самых разных негативных воздействий, это постоянное проникновение в сложный мир такого ребенка. Учитель начальных классов Н.П. Бородина рассказала о работе с детьми, имеющими РАС, о результатах, которых может достигнуть ребенок в союзе с учителем и родителями.
Одним из приоритетов в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Перед учителями ставится очень серьезная задача — стимулировать желание детей находиться в социуме и сформировать доверие к нему. Учитель должен помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости. Поэтому учителя нашей школы стараются создать творческую образовательную среду для успешной социализации всех детей. Заместитель директора по учебной работе И.В. Парфенов представил вниманию участников семинара доклад об использовании метода проектов при обучении детей с ОВЗ.
Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка. Специалисты социально-психологической службы школы участвуют в создании адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей детей.
Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются групповые и индивидуальные занятия, которые не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают во время уроков.
Учитель-дефектолог Е.С. Туранова рассказала о технологиях сопровождения ребенка с ОВЗ, в том числе о технологии глобального чтения. Также Евгения Сергеевна провела мастер-класс по использованию специальных упражнений для развития психических процессов и обзорную экскурсию по своему кабинету.
Немаловажная роль в обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ отводится педагогу-психологу. Основными направлениями работы психолога с детьми с ОВЗ в школе является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Занятия с детьми направлены, в том числе, на развитие мелкой и крупной моторики, развитие сенсорно-моторной координации, коррекцию и развитие умственной деятельности, внимания, памяти, речи, развитие пространственных представлений и другое. Своим опытом работы в данном направлении поделилась педагог-психолог М.В. Пушкарева.
Подводя итог, отмечу, что благодаря слаженной работе всех педагогических работников нашей школы обучающиеся с ОВЗ получают знания и умения, необходимые как в повседневной жизни, так и для дальнейшего поступления в профессиональные образовательные организации. Инклюзия — это не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной среде. Это изменение самой школы, ее культуры и системы отношений участников образовательных отношений, тесное сотрудничество учителей и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком. Опыт работы нашей школы показывает, что система инклюзивного образования может быть вполне успешной при правильном подходе и, что немаловажно, при соответствующем финансировании. Эти мысли были озвучены и по итогу встречи.
Во второй части методического семинара был представлен обзорный доклад о реализации проекта сетевого взаимодействия «Мост дружбы». Содружество «Мост дружбы» организовано в 2017 году. Участие в мероприятиях осуществляется только на добровольной основе, между участниками нет конкуренции, борьбы за первенство, они включаются в мероприятия не ради призовых мест и рейтингов, хотя наряду с акциями мы проводим и конкурсы с присуждением призовых мест, но в основном это — независимая оценка или голосование самих участников. Наша главная цель — сотрудничество и дружба, свободное общение и обмен опытом.
Проект сетевого взаимодействия — это современный информационный мостик, соединяющий нашу школу с коллегами, детьми из различных организаций образования, культуры не только Шилкинского района, но и других территорий, представителями общественности. Это инновационное пространство, созданное для общения всех, кого старается объединить наша школа. Руководитель проекта И.В. Парфенов представил информацию об участниках проекта, проводимых мероприятиях, достижениях и успехах.
И в заключительной части мы пригласили гостей принять участие в традиционном четвертом конкурсе чтецов «Родного края разноцветье», который подготовила и провела педагог-библиотекарь С.К. Толоконина.
С.В. Иванова,
директор МОУ Первомайская ООШ № 1

Фото: МОУ Первомайская ООШ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*