Отзвуки Великой Отечественной войны в моей семье

Брат автора публикации Клавдии Лаврентьевны Николай Тимонов (слева)

Нынче меня пригласили в наш сельский клуб, встреча была посвящена снятию блокады Ленинграда. В клубе были дети хорошо одетые, веселые, счастливые. Какое счастье, что они не знают войны. И я вспоминала наше детство. Как больно было, когда война забрала у нас любимого папу и убила. И так далеко его могила! Разбередила душу воспоминаниями, коими и решила поделиться.


Далеко от линии фронта наше село Митрофаново. Но и в нем стоят обелиски сражавшимся и погибшим за Родину. 22 июня 1941 года ранним утром по радиотарелке объявлено: «Война!». В первый же день в село пришла полуторка из военкомата, и собрали всех военнообязанных и добровольцев, среди которых был и мой отец Лаврентий Федорович Тимонов 1900 года рождения, доброволец-коммунист. Вместе с ним его сын – Дмитрий 1921 года рождения.
Отец обнял маму, а на руках у нее 8-месячная моя сестренка Валя. Я стою рядом, мне почти четыре. Помню, папа взял меня на руки. Я обхватила его за щеки своими маленькими ручонками и целовала. Я любила своего папу. Вот и все, сказал: «Я скоро вернусь», и я все повторяла, даже напевала песенку: «Я скоро вернусь, я скоро вернусь». Но вот прошел месяц, 26 июля мой день рождения, а папы все нет. Мне 4 года, а моей сестренке 9 месяцев, она уже пошла ножками, везде лазит, а я не могу с ней справиться. Маме надо было работать, так мы ее ставили в табуретку, которую привязывали к кровати. Я с сестрой играла, забавляла, учила говорить слова. Ходила вокруг Вали, а она смеялась.
Так в 4 года я стала няней своей сестренке, а мама работала на свиноферме – близко от дома, через дорогу на пригорке. Приготовит корм, раздаст по кормушкам и бежит домой нас посмотреть. Потом опять бегом на ферму, вот так и моталась наша мама. Но ей на ферме помогала Катя Золочевская, ей было всего 14 лет. В это военное время вся молодежь работала с 14 лет. Но если у кого была возможность учиться дальше, их поощряли и помогали, но таких было очень мало.
Вот и наш брат Коля 1927 года рождения в 41-м окончил 7 классов и стал работать в колхозе. Зимой на лыжах ходил в с. Казаново в МТС на курсы трактористов. Успешно получил права и уже в 16 лет работал на тракторе. Очень любил свой трактор, содержал его в чистоте, в записной книжке записывал все неисправности. Два года проработал до армии и очень нам помогал. Мы так его и звали: наш братик Коля – наш кормилец. Все время из бригады приносил нам горбушку хлеба. В бригаде варили обеды и давали пайку-норму горбушку, а Коля нес ее нам. Однажды не во что было ее завернуть, так он ее за проволочку прикрепил и нес на плече. Он любил пошутить, чтобы мы с сестренкой посмеялись, порадовались. Кроме работы в колхозе, все четыре года войны Коля заготавливал дрова и сено для коровушки, вот так прошла его юность. Но он и в клуб ходил, веселым был и нас с сестренкой воспитывал: «Вот будете спорить или, хуже того, Валя будет бить своими кулачками сестру, то я вас ремнем или хворостинкой!». Но это он так как старший брат, а вообще он нас очень любил. И мы все трое жили дружно, и как-то подрастали, а главное, благодаря нашей заботливой маме не болели. И всё верили: скоро папа придёт. Но в январе 1943-го пришла похоронка…
Война продолжалась… Мы уже знали, что папа не вернется, и старались помогать маме. В 1944 году я пошла в школу, а Валю устроили в ясли детсада, который организовали в колхозе для тех, чьи матери работали. 4 марта 1945 года брату Коле пришла повестка – он призывался в ряды Красной Армии. Еще шла война. Проводили брата 4 мая. Мама не плакала, сказала: «Храни тебя Бог!». Мы с сестренкой также стояли рядом с мамой и, беря с нее пример, не плакали, хотя нам было жалко братика, потому что мы не знали, что не за горами день победы.
И вот 9 мая я услышала в школе: «Война завершилась!». Все село собралось на улице возле правления колхоза им. Лазо, дом и сейчас стоит на ул. Глазова. Все ликовали: «Победа! Победа!». Я, как и все дети, восклицала: «Победа!», хотя в моем сердечке была боль – не вернется мой папа. Старший брат Митя лежал в госпитале в Литве. Но зато какая радость – Коля не пойдет на войну. Его направили на службу в Совгавань.
Клавдия Казанова
с. Митрофаново

Фото из семейного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*