Отлились бы волку овечьи слёзки…

Оскудела природа живностью: белками да соболями, лисами да косулями, но только не волками. Ущерб, приносимый ими общественному и личному поголовью скота, огромен. Не стало в лесах пищи для хищников и устремились они ближе к человеческому жилью, к сёлам и животноводческим стоянкам. А после того, как запретили истребление отравляющим препаратом, численность популяции превысила все разумные пределы. Перед охотоведческой службой региона поставлена задача — снизить её, как минимум, в два раза. Только истреблять хищного зверя на забайкальских просторах почти некому, а получить обещанную субсидию охотникам совсем не просто.

По словам ведущего специалиста-эксперта — государственного охотничьего инспектора Дмитрия Селезнёва, добывается не больше пяти волков в месяц. Правда, в декабре привезли на ветэкспертизу девять. В Шилкинском районе зарегистрировано около 1300 охотников-любителей, но волчатников из них не более двух десятков. Из наиболее активных можно упомянуть Александра Логачёва и Александра Васильева из Ононского, Юрия Георгиевича Огнёва из Чирона, индивидуального предпринимателя из посёлка Первомайского Олега Ивановича Ткачева.
— Охотой я заразился с детства, лет с десяти, — рассказывает Олег. — Отец показал, как ставить капканы. Родом из села Улятуй Оловяннинского района. В юности выслеживал лис, зайцев, хорьков. А отсчет серым хищникам повёл с 2000 года.
Сейчас на счету Олега Ткачёва их более сотни. В прошлую зиму, например, добыл одиннадцать, а с октября 2012 года — уже девять. Одного из них застрелил, остальных добыл петлями-самоловами. Охотится он по юго-западной окраине района, в степных распадках, в пойме рек Аги и Онона. Это прежде волки обитали лишь в глухих таёжных местах — теперь промышляют там, где пасется скот. Голод — не тётка. Наибольший урон в районе клыкастые разбойники наносят ФГУП «Ононское ОПХ» и подворьям жителей с.Ононского и других окрестных деревень.
— Под Усть-Ножовой я много переловил, остались одиночки, — продолжает охотник. — У моего знакомого из Верхнего Теленгуя волки разорвали бычка прямо на задворках. Четверо хищников кружат вокруг деревушки. Съездил, отнес мясо этого бычка в лес для приманки, капканы поставил — каков будет результат, посмотрим. Появляются волки и вблизи п.Первомайского, в направлении трассы на Могойтуй. В 2011 году застрелил там одного вблизи частного скотоводческого подворья. Волк — очень умное, хитрое животное. Промышлять его сложно. После истребления волчьей стаи освободившуюся территорию занимают другие особи.
Для занимающегося рыночной торговлей Олега Ткачёва охота на дикого зверя — увлечение, занятие для души. А по большому счёту, как уверяет собеседник, отстрел оборачивается ему большими расходами. Чтобы поймать волка, нужно несколько раз проверить капканы. В обе стороны он наматывает по 100-150 и более километров. Расходуются сотни литров бензина. Заинтересовать охотников могли бы дополнительные меры поощрения, например, компенсация расходов на затраченное горючее или поощрения по типу: за каждого убитого волка — овцу.
А пока получению государственной субсидии, выросшей до семи тысяч рублей, предшествует утомительная процедура. По словам Олега Ткачёва, убитого волка нужно доставить в Шилку, где в ветеринарной службе проведут экспертизу на наличие сибирской язвы и выдадут соответствующую справку. Затем тушу доставить к охотоведу, который делает на лапах поперечные надрезы (пометки, чтобы охотник не ухитрился привезти её повторно) и подписывает бумагу. После посещения ветеринарной и охотоведческой служб охотник наносит визит в Читу — в краевое министерство сельского хозяйства, куда и сдаёт оформленную справку. Представляете, какие расходы?.. И почему нельзя передавать эти справки через райсельхозуправление или отправлять заказным письмом по почте — непонятно. Лишь пройдя несколько инстанций, человек ждёт, когда субсидия упадёт на счёт, который открывает в «Россельхозбанке». Словом, образец российской бюрократии в чистейшем виде.
Первомайского волчатника я сфотографировал возле нашей редакции. Приезжает в райцентр уже в третий раз. В кузове грузовичка лежали четыре уничтоженных волка.
Природа не терпит пустоты. При колхозном строе по падям и долинам стояли чабанские стоянки и молочно-товарные фермы. Степь по весне наполнялась гулом тракторов. Теперь в зимнюю пору в стороне от большаков царит тишина, лишь на лесосеках нарушаемая заготовителями дров. И сельского населения с каждым годом всё меньше и меньше. На оставленных людьми территориях закономерно наступает волчье царство.
Охотинспектор района Дмитрий Геннадьевич Селезнёв обращает внимание, что у серых хищников начался брачный период. Животные в азартном настроении сбиваются в стаи, но страх перед человеком в светлое время суток в них всё равно присутствует. Чабанам и пастухам в эту пору нужно быть кратно бдительными: постоянно находиться со стадом, ни на минуту не оставляя скот без присмотра.
Олег Лоскутов

Фото автора

Прежде чем получить субсидию, Олегу Ткачёву приходится несколько раз побывать в райцентре

Ткачев

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*