Спустя 76 лет наградные документы дошли до семьи героя

Для большой семьи получение реликвии было огромной радостью

27 мая в военном комиссариате г. Шилка, Шилкинского и Тунгокоченского районов прошло волнительное мероприятие. 76 лет спустя удостоверение о награждении орденом Красного Знамени получили родные нашего земляка из Тунгокоченского района, отважного бойца Красной армии, фронтовика Даши Соктоевича Очирова.

В военкомате собралась небольшая часть родных Даши Очирова. Маленькой героиней дня стала его правнучка Аяна Эрдынеева, проживающая в Агинском районе. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне девочка начала искать дополнительную информацию о своем прадедушке. Строчка о том, что ее прадедушка удостоен ордена Красного Знамени заинтересовала ее. Награду гвардии ефрейтор тогда, 28 мая 1945 года, не получил. Впрочем, скорее всего, Даши Соктоевич о ней даже не знал.
Перед торжественным моментом один из его сыновей, Юрий Дашиевич, рассказал корреспондентам о своем отце:

  • Наш папа родился в 1912 году в с. Ульдурга Тунгокоченского района. Трудился он сельским главой. Был репрессирован, отбыл срок 4 года. В 1940 г. его призвали в армию. Во время войны он служил заряжающим в артиллерии и получил медаль «За боевые заслуги». Затем после госпиталя его направили в гвардейскую стрелковую дивизию, он дошел до Берлина. Внучатая племянница обнаружила, что папа был представлен к ордену Красной Звезды. Она стала искать, за что он получил орден. В наградном листе указано, что шёл бой на территории зоопарка, в нем отец уничтожил пять нацистских солдат, а также пленил восемь офицеров СС. Он там получил ранение и направили его в госпиталь Самарканда. Ранения были под правой ключицей и под левую лопатку, пуля насквозь прошила. И контузия была. После госпиталя отправили домой. Тут уже он женился, родил 10 детей, вырастил нас всех и дал образование. Сам работал в больнице завхозом, потом рабочим. 82 года прожил. Я вообще удивляюсь, как он все пережил. И не озлобился ни на кого. 9 мая раньше всегда собирались, поздравляли его, а папа говорил: «Ничего такого я не сделал, воевал, как все, как вся страна. Обычная работа». Доброй души человек был, многие его до сих пор помнят. Многих людей знал, так как после войны возил грузы на Севера. Когда работал в больнице, всегда земляков навещал, приносил гостинцы, жалел всех. 9 мая для нас самый главный праздник.
    Даши Очирова не стало в 1994 году, но еще при жизни, в 1985 году, ему был вручен орден Отечественной войны 2 степени. Спустя годы радостную весть о получении удостоверения о присвоении ордена Красной Звезды узнали 20 его внуков и 25 правнуков. На вручение приехали помимо Юрия сыновья Владимир, Виктор, дочь Бурынжит, невестки, внуки и правнучки. Военный комиссар г. Шилки, Шилкинского и Тунгокоченского районов Михаил Карелин вручил удостоверение правнучке Даши Соктоевича Очирова Аяне. Ее бабушка Бурынжит Дашиевна кропотливо вела переписку в течение года с архивами Министерства обороны, с УМВД России по Забайкальскому краю и военным комиссариатом.
  • Очень жаль, что героя уже нет среди нас. Но родственники будут знать, что награда есть, будут гордиться. Удостоверение о государственной награде СССР гласит: «Приказом командира 39-й гвардейской стрелковой дивизии от 28 мая 1945 г. орденом Красной Звезды награжден Очиров Даши». Для дальнейшего хранения вручаю его правнучке Аяне, которая нашла сведения о достойной службе Даши Очирова по защите Родины, по защите своей семьи. Я хочу вас всех поздравить, потому что вы все так долго ждали этого момента. Все, что можно было, мы со своей стороны сделали. Лидия Владимировна, в частности, проделала кропотливую работу, — подытожил комиссар Михаил Карелин.
    Родственники поблагодарили работников военкомата и друг друга, сделали общее фото. Бурынжит Дашиевна заполнила необходимые документы, учетную карточку. Позже корреспондент «ШП» поговорила со старшим помощником военного комиссара по финансовой, социально-экономической, пенсионной работе Лидией Владимировной Корниловой о том, каким образом проходит работа по восстановлению исторической памяти.
  • Многие обращаются, и мы делаем поиски в архивах военкомата, направляем запросы в архивы Министерства обороны РФ, НКВД, железной дороги. Обращаются и по наградам, но чаще — по установке памятников участникам войны. С февраля 2020 года мы установили 10 памятников в Тунгокоченском районе и пять — в Шилкинском. Работаем с мемориальной компанией Н.В. Истоминой из Читы. Памятники устанавливаются в соответствии с законом только тем, кто умер после 12 июня 1990 года. Мы готовим документы, общаемся с родственниками. Конечно, бабулечки, дочери фронтовиков, очень благодарны, если удается помочь, — с волнением говорит Лидия Корнилова. — С конца 2019 года собирали информацию и подавали ее для внесения в музейный комплекс «Дорога памяти» в Подмосковье. Данные берем иногда из наших архивов, книжки старые, сидим порой над ними, сверяем до буквы. Через лупу, в очках, но ищем. Порой фронтовики не вставали на учет по возвращении, но поиск проводим. Архивы постепенно рассекречивают, и появляются новые сведения, которые размещают на сайтах «Подвиг народа», «Память народа». Можно искать и там, чего-то у нас может не быть. Когда семья Даши Очирова начала искать, то обратилась к нам, мы помогали, вели переписку. И, получив приказ о награждении, они написали заявление на получение удостоверения. Сопроводительные документы мы лично передали в Забайкальский краевой военный комиссариат, оттуда — в штаб Восточного военного округа, далее – уже в Москву. Конечно, встречается много ошибок в фамилиях, ведь писали второпях. Что-то восстанавливаем даже через суд.
    Анастасия АЛЫПОВА

Фото: Анастасия Алыпова / «Шилкинская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*