Фильм как оружие поражения

Образ русских в голливудских фильмах — сплошь алкоголики и мафиози. Кадр из фильма «Поток на экспорт»

В Забайкалье развернулся проект «Разговор о главном», к которому подключается все больше экспертов, лидеров мнений и общественников. Ключевой темой прошлой недели стали скрытые смыслы и ценности, которые «зашивают» западные пропагандисты, в том числе в популярные кинофильмы и мультфильмы.

Эксперты отмечают, что важно критически подходить к таким лентам, научиться видеть реальный замысел создателей.
Мы не привыкли следить за тем, что включаем по телевизору нашим детям. Какой мультфильм они смотрят прямо сейчас, в эту минуту? Какое кино я сам смотрел вчера вечером? Между тем в большинстве из них есть скрытые посылы и смыслы. Они могут быть добрыми и злыми, призывать к действию или, наоборот, к бездействию. Когда Россия ведет борьбу не только в экономическом и военном поле, но и в информационном, защита умов от влияния очень важна. Об этом студентам Забайкальского края в ходе «Разговора о главном» рассказал эксперт «Центра системных инициатив» Иван Милованов.
Тема скрытых смыслов — это еще одно мероприятие просветительского проекта «Разговор о главном», который инициирован губернатором Александром Осиповым. Эксперты, общественники, лидеры мнений, волонтеры во всех районах региона поднимают волнующие всех сегодня темы приближения победы в СВО, патриотизма, борьбы с антироссийской пропагандой, а также объединения вокруг национального лидера.

Фильмы по принципу «Не все йогурты полезны»

В период когда информационное поле в мире накалено, любые сообщение, короткометражка, фильм, стихотворение превращаются в орудие, а порой и в оружие. Умелые руки сумеют завернуть в самую привлекательную, «вкусную» обертку любой посыл. Речь, конечно, не про то, что забайкальцам нужно немедленно перестать смотреть западные фильмы и мультфильмы, а про то, что не все из них могут быть безвредны. Как противостоять?
СМИ плюс игры, кино, театр и книги — это генератор мыслей, считает Иван Милованов. Соприкасаясь с ними, люди неосознанно формируют мысли, которые реализуют в их жизни «случайные» события. Дети, которые смотрят мультики, воспринимают не только картинки, но и те алгоритмы и ценности, которые в них заложены.
«Те специалисты, которые понимают, как внедрять некоторые алгоритмы в информационные продукты и доставлять их в психику потребителей контента, называются социальными инженерами, которые могут скрываться под масками маркетологов, технологов, различных спецслужб. […] Люди следят за сюжетом, а получают образцы в поведении. Любой контент, который мы смотрим, так или иначе содержит какую-то скрытую мораль, алгоритмы поведения. И очень важно иметь возможность системно и критично оценивать это и понимать по принципу «не все йогурты одинаково полезны»», — говорит эксперт.

Информационная война идет здесь и сейчас

Одним из тезисов, который озвучил эксперт забайкальцам, стало то, что все эти технологии воздействия используются как в гражданской сфере, так и в военной. Сейчас мы живем в контексте глобальной мировоззренческой войны, она происходит здесь и сейчас. Она идет именно в интернете на уровне смыслов, а обученные люди пытаются на это воздействовать. Так было всегда.
Например, американский мультфильм «Утиные истории» и наш, советский — «Золотая антилопа». В первом Скрудж Макдак в буквальном смысле купается в деньгах и ставит их на первое место в своей жизни. Здесь благодаря финансовым ресурсам возможно всё. Во втором — мальчик-сирота, сталкиваясь с несправедливостью и жестокостью, остается добрым и честным и спешит помогать тем, кто нуждается. Жадный раджа здесь, наоборот, гибнет из-за своей алчности и жадности. Картинки похожи, а смыслы разные.
Еще один яркий пример — голливудские фильмы, в которых продвигают стереотипы о русских как об алкоголиках, бандитах и террористах. Эксперты отмечают, что в противовес этому за последние 10 — 15 лет российский кинематограф выпускает фильмы с достойными ролевыми моделями, которым хочется подражать. Среди них, например, «Движение вверх», «Вызов», «Девятаев» и другие. У главных героев учишься любви к Родине, патриотизму. На ярких примерах видишь самые главные ценности для страны: семья, дружба, ответственность, поддержка и самопожертвование ради будущего страны, детей. Вместе с этим выходят остросоциальные фильмы, среди которых, например, громкий сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», где главные герои гибнут, нарушая общепринятые правила чести и достоинства.
Чтобы противостоять такому влиянию, нужно не только фильтровать потребляемый контент, но и включать критическое мышление. Умение понимать, какие социальные сценарии туда зашиваются, критически важно. Особенно в возрасте пика творческой, созидательной деятельности, обучения. Именно поэтому в «Разговоре о главном» с экспертом участвовали студенты.

Голливудские фильмы продвигают стереотипы о русских
как об алкоголиках, бандитах и террористах

Критическое мышление и стремление вникнуть в суть того, что мы смотрим или читаем, — залог здорового восприятия мира без навязанных установок, чтобы никто не сумел нас дергать за ниточки, как марионеток. А вы что сегодня смотрели перед сном?
Ольга Краснова

Фото: штаб общественной поддержки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*