Вера Сверкунова: «Мы стараемся улучшать качество обслуживания, переоснащаться и развиваться»

Держать в руках судьбу всего учреждения, персонала и пациентов требует большой ответственности

Медицинская отрасль сегодня одна из наиболее обсуждаемых и волнующих людей тем. Здравоохранение претерпевает внутренние изменения, которые не видны обычным гражданам. Нам, пациентам, важно, чтобы быстро и качественно оказали медпомощь, отправили на обследование и лечение, или, наоборот, убедиться, что мы здоровы.

Медицинские же работники находятся по другую сторону ситуации, когда помимо заботы о пациентах у них существуют свои рабочие нюансы, ведь это огромный механизм. Взаимодействуя друг с другом, врач и пациент должны найти общий язык для оптимального лечения заболевания. Но на практике, как говорится, происходят самые разные варианты событий. Имеет место и человеческий фактор как с одной, так и с другой стороны.
В преддверии профессионального праздника медиков мы решили показать, как складывается работа в медицинском учреждении изнутри, как решаются проблемы с обеспечением кадрами, какие вызовы стоят перед врачебным сообществом и как оценивается здоровье населения. Собеседником корреспондента «районки» стала исполняющая обязанности главного врача Шилкинской ЦРБ врач высшей категории Вера Геннадьевна СВЕРКУНОВА.

Корр.: — Вера Геннадьевна, расскажите о себе, когда и как вы пришли в медицину?
Вера Сверкунова: — Я родилась в Балейском районе. С 7 класса школы жила и училась в Чироне Шилкинского района. После окончания школы в 1987 году поступила в медицинский институт. После окончания института я приехала в Шилкинскую центральную районную больницу проходить интернатуру и осталась тут работать. По специальности врач-терапевт, эндокринолог, имею высшую квалификационную категорию. В 2017 году прошла специализацию по организации здравоохранения. С 1 февраля 2022 года я стала исполняющей обязанности главного врача Шилкинской ЦРБ.
Корр.: — Недавно официально было объявлено, что пандемия коронавируса завершилась. Она стала своеобразной проверкой на прочность, показала сильные или слабые стороны в организации медицины, ведь не только было много пациентов, но и медики болели, и приходилось замещать друг друга.
В.С.: — Пандемия ковида, естественно, застала нас неожиданно. Можно сказать, что изначально мы считали, что не готовы к этому. Я считаю, учитывая, что у нас сильный коллектив, который в короткие сроки проходил обучение, мы смогли справиться. 90% коллег переболели ковидом в первые полгода. Нужно было отделить инфекционных больных от основного потока пациентов, оказывать им помощь. Сделали кабинет инфекционного приема, инфекционист работал круглосуточно. Большая нагрузка была на работников рентген-кабинета.
Постоянная обработка помещений проводилась. Весь медперсонал был задействован в этом процессе. Дважды у нас открывалось ковидное отделение, и коллектив там работал тот же самый терапевтический, хотя условия были, как в инфекционном отделении. Во время периода пандемии в ЦРБ открылась ПЦР-лаборатория, которая продолжает функционировать и сейчас.
Корр.: — Модернизация в Шилкинской ЦРБ продолжается больше пяти лет: ремонтируются или возводятся ФАПы, закупаются оборудование, автомобили. Расскажите, что происходит сейчас, какие проекты реализуются? Как при этом и вам, и опять же всем работникам удается совмещать, например, ремонты с лечением больных, организовывать прием?
В.С.: — На данный момент по программе модернизации первичного звена в больнице пополнился автопарк, мы получили три новых автомобиля для Новоберезовского, Размахнино и поликлиники Шилки. Также проводим капитальные ремонты. Сейчас завершается ремонт в фельдшерско-акушерском пункте с. Галкино. Проведены полная замена окон, кровли, пола, системы отопления, выравнивание стен. 1 июля ФАП откроется. Кроме того, в декабре 2022 года было решено нашим президентом выделить деньги на строительство детского отделения. Процесс строительства модульного здания начался весной, должен закончиться в конце ноября 2023 г. На следующий год мы его должны оборудовать, и к концу 2024 года должно заработать отделение на 20 коек. Была трудоемкая подготовка территории, так как мы размещаемся на склоне горы. А, кроме того, нужно было убрать кабель связи. С этим мы справились. С 1 мая рабочие вкрутили сваи, уже сделаны полы, начались возведение стен и установка потолка. Затем будут внутренние и наружные работы. Весь ход строительства на полном контроле у Министерства здравоохранения Забайкальского края. В 2024 году по программе модернизации первичного звена запланировано модульное строительство сельской врачебной амбулатории в с. Казаново.
Что касается приема во время ремонтных работ, то надо сказать, что два года в поликлинике у нас шел ремонт, и приходилось один кабинет делить на двух врачей, было неудобно. Зато сейчас в поликлинике, я думаю, всех радует комфорт и удобства. Мы сделали доступнее регистратуру, и в целом в поликлинике чисто, светло, тепло. Мы стараемся улучшать качество обслуживания, переоснащаться и развиваться. Сейчас активно внедряется электронный документооборот, наши сотрудники обучаются работать в программах.
Корр.: — Техническое переоснащение происходит в позитивном ключе. Но остается острым вопрос с обеспечением кадрами. Какая-то тенденция на улучшение в этом плане есть?
В.С.: — Это большая проблема, к сожалению. Хотя у нас и учатся на целевом обучении сегодня: 30 человек получают высшее образование, шесть человек — среднее медицинское образование. И мы еще заключаем шесть договоров с выпускниками школ этого года, чтобы они могли отучиться на факультете «лечебное дело». Самый большой вопрос, что те люди, которых мы учим, с которыми заключили договоры, когда оканчивают медакадемию, не хотят сюда возвращаться. Не хотят свою жизнь связывать с Шилкой. Эта проблема характерна для всех районов Забайкальского края.
Сейчас разрабатывается такой механизм, что если выпускник не возвращается в то учреждение, которое направило его на целевое обучение, он должен полностью выплатить всю сумму, которую потратили на его обучение, и оплатить расходы, которые понесла больница. Тем не менее мы ожидаем прихода двух молодых врачей: отоларинголога и терапевта. Для отоларинголога закупили оборудование. Мы очень волнуемся по этому поводу. Каждый, кто приезжает, имеет возможность по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» получить 2 и 1 млн рублей соответственно.
У нас открыты вакансии врачей-терапевтов, анестезиологов, травматологов, гинеколога, невролог еще один нужен. Также мы ждем фельдшеров на скорую помощь и медсестер.
Корр.: — Как подопечное население воспринимает этот процесс, что кадры уходят, а новые не приходят?
В.С.: — Люди, конечно, недовольны этим. Все требуют и хотят, чтобы им отправили фельдшеров. Но никто своих детей не оставляет работать в селе. У нас есть целевики из сел, но и их родители не хотят, чтобы они оставались работать дома. А если человек не желает, как его силой заставить?
Корр.: — Мы сейчас перешли к качеству медицинского обслуживания. Вы уже упомянули электронный документооборот, а как работает запись к врачу через сервисы, которые создали, чтобы разгрузить поток звонков в регистратуру? Как скоро у пациентов появятся электронные медкарты, которые будут доступны врачам в любой части страны?
В.С.: — К электронным картам мы сейчас только приходим, с августа прошлого года переходим из одного сервиса в другой, где программы не идеальные, приходится специалистам их совершенствовать. Что касается очереди, можно записываться как через госуслуги, так и через наш сайт. 100 процентов мы все равно не перейдем, но стараемся разгрузить. В селах нашим пациентам сложнее пользоваться электронными сервисами. Во многих селах и интернета-то нет. Фельдшеры стараются помочь, записывают сами.
Корр.: — На этом примере видно, что медицинская сфера все-таки продолжает держаться не только на медстандартах, но и на человеческом участии. Хотя, конечно, со временем это отношение где-то и меняется, но мы привыкли и хотим доброго отношения медработников к пациентам. Тем более болеющий человек становится более уязвимым, а еще усиливаются стрессы. В этой связи вы продолжаете делать упор на клиентоориентированность?
В.С.: — Человеческий фактор никто не убирает, ведь, как говорится, «и доброе слово лечит». Мне есть с чем сравнить, когда пришла работать, и отношение самих пациентов было другим. А сейчас он еще тебя не видел, только зашел в кабинет, а уже на взводе, повышает голос. Стараемся держать себя, но бывают и жалобы от пациентов на грубость. Ведем работу с сотрудниками, чтобы не было таких случаев, ведь мы сами выбрали эту профессию. Конечно, сказывается и выгорание, нагрузки очень много.
С внедрением электронной записи на прием вы можете заметить, что в регистратуре такой очереди не стало. Работает с пациентами холл-менеджер, который помогает решить все вопросы, укажет, куда обратиться. Также работает запись «Врач — врачу». У каждого доктора раскрыто расписание другого доктора, и при направлении, например, терапевта к узкому специалисту он сам по компьютеру запишет. Нагрузка на узких специалистов большая, поэтому сначала прием ведет терапевт. Он определяет, к кому отправить, если потребуется специализированная помощь. Это касается, в частности, работы невролога, который работает и в стационаре, и в детской поликлинике.
Без электронной очереди, без талонов могло записаться несколько десятков человек, и пока врач всех не примет, он не уйдет. Было много жалоб, что приходится стоять в очереди. А теперь каждому пациенту отводится по 15 минут, все рассчитано по нормам. У каждого индивидуальные проблемы, бывает, что 15 минутами не обойдешься, надо выписать человеку много направлений, анализов, записать в другое лечебное учреждение.
Корр.: — Иногда жалобы бывают мелкие, иногда более серьезные, с которыми обращаются в СМИ. Что вы предпринимаете, как анализируете эту ситуацию, отчего происходит тот или иной инцидент?
В.С.: — При поступлении каждой жалобы ведется разбор, проверяется документация. Количество жалоб на протяжении двух-трех лет остается на одном и том же уровне, большая их часть связана с попаданием на прием. У нас есть «горячие линии», и некоторым людям проще обратиться туда, чем прийти, например, к завполиклиникой или ко мне. Есть жалобы действительно серьезные, бывают сложности в заболеваниях. Одно и то же заболевание протекает у каждого человека совершенно по-разному. Тем более сейчас, когда начинают проявлять себя последствия ковида. Бывает, что заболевание не так быстро распознано. Когда того требует ситуация, мы обращаемся за телемедицинской консультацией, приглашаем пациента.
Каждые пять лет мы подтверждаем действие сертификата, повышаем квалификацию. Каждые пять лет врачи также повышают категорию. Мы ежедневно и постоянно должны проходить обучение онлайн, где нужно набрать определенное количество баллов.
Корр.: — В конце прошлого года было объявлено, что в некоторых районах края роддомы будут переведены в ургентные залы, а основной поток рожениц будет направляться в учреждения Читы. Насколько я знаю, у нас в районе также многих отправляют рожать в краевую столицу. Как обстоит ситуация с родовспоможением в больнице Шилкинского района?
В.С.: — Мы работаем в режиме родильного дома, хотя все ближайшие районы перешли в режим ургентных залов. Направление рожениц в Читу связано с тем, что стали чаще выявляться патологии и у рожениц, и у новорожденных. Учитывая риск каждой женщины, они направляются в более квалифицированные роддомы. На данный момент это перинатальный центр, где можно получить помощь на высшем уровне. Идет консультация со специалистами края. Если позволяет ситуация, оставляем рожать здесь, если экстренный случай, и нужна госпитализация в Читу — увозим на своем транспорте. В 37 недель решается индивидуально с каждой женщиной, где у нее должно произойти родоразрешение.
Корр.: — Как оцените здоровье населения? Какие распространены заболевания? Какие вызовы еще грозят здоровью граждан? Например, набирает обороты заболеваемость корью.
В.С.: — Хотелось бы, чтобы люди относились с большим пониманием к нам. Сейчас нужно прививаться от кори, но граждане думают, что это нам надо, а не им. Медикам нужно, чтобы организации подали списки своих работающих — привиты они или нет, болели или нет. Особенно в эту сферу входят социальные работники, работники торговли. Корь намного шире охватывает заболевших. Например, если семья заболеет, то весь дом, будь он пятиэтажный, контактный. Вакцина есть, но нам надо знать, кто привит, кто нет, как вести работу в случае заболевания. Все должны быть привиты до 35 лет. Корь опасна осложнениями, смертельными исходами. Если прививки есть, то все нормально.
Как и везде, на первых местах по количеству заболеваний в первую очередь значатся сердечно-сосудистые, онкология, болезни органов дыхания. При оказании помощи отправляем в Первомайский сердечно-сосудистый центр и в Читу, особенно молодого возраста пациентов. На онкомаркеры обследуем здесь, на подтверждение, лечение отправляем в краевой онкодиспансер. Если на ранних стадиях пациент обратился, то чаще это благоприятный исход. Для этого мы проводим диспансеризацию раз в три года, с 40 лет — ежегодно, проводим профосмотр, пожалуйста, приходите.
Корр.: — С чем связываете то, что люди не хотят лишний раз провериться? Это нежелание заботиться о себе или нежелание вообще окунаться в больничную сферу?
В.С.: — Я думаю, многие просто не хотят приходить в поликлинику. Хотя у нас уже до минимума уменьшен срок прохождения диспансеризации, до двух дней. В первый день заполняются все бумаги, без этого никак, и сдаются анализы, а на второй день по результатам анализа уже выводы делаются. Стараемся подстраиваться, когда удобно. Даже можем выезжать к пожилым на дом, участковый врач обслуживает.
Корр.: — Вера Геннадьевна, традиционно накануне профессионального праздника всех медицинских работников что пожелаете своим коллегам, ветеранам отрасли и, наверное, пациентам, потому что вы работаете с ними и для них?
В.С.: — В преддверии праздника пожелаю всем здоровья, мира. Своим коллегам, несмотря на трудности, связанные с дефицитом кадров, пожелаю терпения, чтобы в семьях были любовь, доброта и взаимопонимание. Если в семье хорошо, то, естественно, каждый будет приходить на работу и отдаваться ей всей душой, полный энергии. Ветеранам, самое главное, — здоровья, мира, всех благ, чтобы их уважали и любили дети и внуки.
Беседовала
Анастасия Алыпова

Фото: Анастасия Алыпова / «Шилкинская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*