Прокуратура края: ситуация с хищениями скота остается сложной

В прокуратуре Забайкальского края проведен анализ результативности деятельности по профилактике и противодействию хищениям скота. Прокомментировал его старший прокурор управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края Алексей Сенотрусов.

— Как в этом году оценивается сложившаяся ситуация с хищениями скота в крае?
— Ситуация ухудшилась. За 9 месяцев текущего года в крае зарегистрировано 678 хищений скота, что на 25% больше, чем в прошлом году (542). Наибольший рост преступлений данной категории отмечается на территории Забайкальского — более чем в 3 раза (с 8 до 27); Агинского — в 2,5 раза (с 10 до 27); Приаргунского (с 26 до 56) и Ононского (с 5 до 11) — более чем в 2 раза; Александрово-Заводского — +92% (с 13 до 25); Борзинского — +82% (с 28 до 51); Читинского — +64% (с 45 до 74); Кыринского +53% (с 19 до 29); Нерчинского — +44% (с 18 до 26); Чернышевского — +41% (с 29 до 41) районов края.
В значительной степени хищениям скота присущи определенные признаки организованности и системности. Более половины преступлений из числа оконченных — 96 (61), совершены в составе группы, их прирост составил 57%. В тоже время в числе выявленных преступлений доля многоэпизодных преступлений несколько снизилась (с 16,6% до 12,5%). Вместе с тем, возможность быстрого получения «легких» денег не оставляя следов, делает скот объектом постоянного преступного «промысла».
— Какие факторы этому способствуют?
— В крае все еще сохраняют свое влияние криминогенные факторы, влияющие на распространенность хищения крупного рогатого скота. В первую очередь, это широкое использование населением неорганизованных выпасов животных, большое количество неконтролируемых дорог, по которым возможно перемещение похищенного скота. Также отмечаются пробелы в нормативно-правовой базе организации выпаса скота и слабость административной практики привлечения к ответственности за нарушения в этой сфере. К сожалению, ряд преступлений остается нераскрытым и преступники не установлены.
— Видимо, такой уровень преступности в обсуждаемой сфере вынуждает прокуроров, правоохранительные органы принимать профилактические меры в борьбе с нею?
— В истекшем квартале правоохранительными органами принимались меры, направленные на ослабление негативного воздействия указанных причин и условий совершения хищений КРС.
Межрайонными прокурорами на сходах граждан в сельских поселениях проводилась работа по выявлению укрытых от регистрации сообщений о фактах хищения КРС, а также обращалось внимание органов местного самоуправления и собственников на острую необходимость организации охраны животных на выпасах. В тех же целях, в третьем квартале этого года сотрудниками органов внутренних дел в районах края проведены 28 сходов граждан, а также консультативный совет с главами сельских поселений (Кыринский район).
Борзинским межрайонным прокурором и прокурором Приаргунского района во все сельские поселения направлены проекты нормативных правовых актов, регулирующих содержание и выпас скота. Прокурором Читинского района в сентябре текущего года направлена информация главам администраций сельских поселений об установлении мест для выпаса животных.
— Вы сказали, что существует большое количество неконтролируемых дорог для перегона и перевозки похищенного скота. Можно что-либо предпринять для пресечения подобных фактов?
— Сотрудниками УМВД России по Забайкальскому краю для предупреждения перемещения похищенного скота по наиболее вероятному каналу транспортировки — по федеральной трассе в сторону Амурской области, оказано содействие в организации и функционировании временного поста, созданного государственной ветеринарной службой Забайкальского края в соответствии с распоряжением губернатора Забайкальского края от 31 августа 2015 года на 587 км федеральной трассы Чита-Хабаровск. За период с 14 по 30 сентября текущего года на нем сотрудниками органов внутренних дел проверены 339 единиц транспортных средств. Выявлено 15 фактов перевозки сельскохозяйственных животных без соответствующих документов. По результатам проверок в восьми случаях приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с неподтверждением данных о возможном хищении животных. Проверки еще по семи фактам не окончены. Кроме того, специалистами Государственной ветеринарной службы Забайкальского края возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, также выданы предписания о возврате животных к месту погрузки.
Работу в этом направлении следует продолжать.
— Как прокуратура края оценивает работу органов следствия по раскрытию преступлений, связанных с хищением скота?
— Удельный вес оконченных расследованием преступлений в крае вырос с 25,7 до 27,8%. Вместе с тем, в ряде районов края работа по раскрытию и расследованию фактов хищений скота была отмечена меньшей результативностью: Шилкинский (18,2%), Агинский (17,9%), Газимуро-Заводский (16,7%), Приаргунский (15,3%), Кыринский (10,7%), Калганский (10%), Оловяннинский (6,9%). Из зарегистрированных на территории Тунгокоченского (3) и Хилокского (12) районов преступление ни одно окончательно не расследовано.
Состояние оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, пресечение и раскрытие хищений скота, еще не позволяет эффективно противодействовать данной категории преступлений. От общего количества оконченных преступлений 63% раскрыты сотрудниками полиции по оперативной информации. При осуществлении надзорных полномочий прокуроры отмечают несистемный характер оперативной работы, проводимой в целях установления лиц, причастных к кражам КРС.
В связи с обнаруженной негативной тенденцией к росту числа зарегистрированных хищений скота при одновременном снижении их раскрываемости в семи районах края по итогам работы за 9 месяцев в адрес руководства УМВД России по Забайкальскому краю направлено письмо с предложением оказания практической помощи территориальным подразделениям органов внутренних дел в организации и осуществлении противодействия этим преступлениям.
За 9 месяцев текущего года в производстве следователей территориальных подразделений УМВД России по Забайкальскому краю находилось 896 уголовных дел, возбужденных по фактам краж КРС (ч. 2 ст. 158 УК РФ). Производство окончено по 187 уголовным делам, из них в суд с обвинительным заключением направлено 168 уголовных дел. Количество уголовных дел, приостановленных производством, возросло на 12% (с 416 до 467). Прекращено расследование по 19 уголовным делам, из них 12 — по реабилитирующим основаниям. Вынесение решений о прекращении уголовных дел в связи с неустановлением события или состава преступления вызвано обнаружением скота, не ставшего предметом хищения, либо установлением некриминального характера смерти животных.
— Могут ли прокуроры повлиять на повышение эффективности расследования уголовных дел о хищениях скота?
— В рамках своих полномочий. Со второго полугодия 2015 года ход расследования уголовных дел о хищениях скота регулярно заслушивается на оперативных совещаниях под руководством надзирающих прокуроров, что, однако, не исключает нарушений закона на досудебной стадии производства. При осуществлении надзора за соблюдением закона при приеме, регистрации и учете сообщений о преступлениях прокурорами поставлены на учет 7 укрытых преступлений данной категории, отменены 9 незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Надзирающими прокурорами отменены как необоснованные 76 постановлений о приостановлении предварительного расследования. В связи с выявлением нарушений на стадии производства предварительного расследования в адрес руководителей следственных органов внесены 32 требования, 9 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 10 должностных лиц органов внутренних дел.
— Соответствует ли сложившейся ситуации нормативная правовая база в сфере организации выпаса животных?
— С целью упорядочения выпаса скота прокуратурой края изучена нормативно-правовая база, рассмотрен вопрос о необходимости совершенствования региональных и (или) муниципальных нормативных правовых актов, проанализирована административная практика по вопросам выпаса сельскохозяйственных животных.
В большинстве населенных пунктов органами местного самоуправления не определены места выпаса скота (Акшинский, Александрово-Заводский, Калганский, Петровск-Забайкальский, Улетовский, Хилокский районы, отдельные муниципальные образования Красночикойского, Кыринского, Ононского районов и другие).
Известно, что запреты и ограничения на выпас скота содержатся во многих нормативных документах. В зависимости от места выявления нарушения правил выпаса скота и нормы законодательства, устанавливающей запрет, может применяться административная ответственность по ст.ст. 8.13, 8.26, 8.42, 10.6, 10.8, 11.21, 18.2 КоАП РФ. В отдельных случаях виновные лица могут привлекаться к административной ответственности, установленной региональным законодательством, например, по ст. 18 Закона Забайкальского края от 2.07.2009 г. № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, содержания и озеленения территорий городов и других населенных пунктов).
— Высока ли действенность у нас в крае административной практики в борьбе с правонарушениями, связанными с выпасом скота?
— Следует отметить, что, несмотря на наличие в действующем федеральном и региональном законодательстве ответственности за те или иные правонарушения, связанные с выпасом скота, данная административная практика в крае не налажена. Сотрудниками контролирующих, правоохранительных органов, в том числе УМВД края, органов местного самоуправления тесное взаимодействие с целью привлечения владельцев животных к административной ответственности за нарушение законодательства, предусматривающего порядок выпаса скота, не осуществляется, возбуждение административных производств не инициируется.
Так, за период 2014-2015 годов на территории края не возбуждено ни одного административного производства по ч. 1 ст. 11.21 КоАП РФ в связи с выпасом животных, а также их прогоном через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцем автомобильных дорог; по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ за нарушение п. 3.3.3.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», запрещающего расположение стойбищ и выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м; по ч.1 ст.8.26 КоАП РФ в связи с выпасом сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса.
При наличии у сотрудников полиции информации об отсутствии у КРС бирок соответствующие материалы в Государственную ветеринарную службу края не направляются, в то время как обязанность получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью закреплена во многих санитарно-ветеринарных правилах, например, п.п. 3.2.1, 3.2.1.1 СП 3.1.7.2613-10 ВП 13.3.1302-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез». Неисполнение данной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.6 КоАП РФ.
В ходе прокурорской проверки установлено, что Государственной ветеринарной службой края указанная административная практика так же не налажена. В связи с непринятием ветеринарными специалистами ГБУ «Александрово-Заводская СББЖ» указанных мер на территории сельского поселения «Манкечурское», на территории которой введены ограничительные мероприятия в связи с заболеванием животных бруцеллезом, заместителем прокурора края в адрес руководителя Госветслужбы края внесено представление, которое находится на рассмотрении.
— Какие еще меры реагирования с учетом проведенного анализа принимает прокуратура в целях устранения выявляемых нарушений законодательства в сфере организации выпаса животных?
— Заместителем прокурора края 17 сентября 2015 года проинформированы о состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства по вопросам содержания и выпаса сельскохозяйственных животных Ассоциация муниципальных образований Забайкальского края, УМВД по краю, Государственная ветеринарная служба края, Государственная лесная служба края, управление Роспотребнадзора по краю, управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области. Им предложено наладить тесное взаимодействие контролирующих, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по данному вопросу, инициировать перед уполномоченными контролирующими органами возбуждение административных производств за совершение административных правонарушений, связанных с выпасом скота, что позволит сократить количество хищений сельскохозяйственных животных на территории края.
В адрес межрайпрокуроров направлено информационное письмо, в котором прокуроры сориентированы на принятие мер прокурорского реагирования в отношении правоохранительных, контролирующих органов и органов местного самоуправления в случаях их бездействия.
Межрайпрокуроры также сориентированы на необходимость восполнения на муниципальном уровне правовых пробелов по данным вопросам мерами прокурорского реагирования либо путем использования форм правотворческой деятельности.
Рассмотрен вопрос о необходимости совершенствования региональных нормативных правовых актов. Постановлением правительства края от 28 сентября 2015 года № 476 утверждены Правила содержания, выпаса и перегона сельскохозяйственных животных на территории Забайкальского края, за исключением вопросов, регулируемых федеральным законодательством. Прокуратурой края в порядке нормотворческой инициативы подготовлен и направлен на рассмотрение в законодательные органы края проект Закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях»», устанавливающий административную ответственность за нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных.
— Спасибо за беседу.
Беседовал А. Усков,
старший помощник прокурора края по взаимодействию
со СМИ и общественностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*