Пять лет «Благодати»: более ста песен, клипы, постановки

Личность каждой артистки дополняет образ, воплощаемый на сцене

5 ноября должен был пройти юбилейный концерт вокального ансамбля «Благодать». Артистки ансамбля готовили свои номера, репетировали, но в последний момент стало понятно, что концерт будет перенесен. И пока мы дожидаемся очередной возможности насладиться их певучими голосами, лирическими мелодиями и зажигательными ритмами, новыми композициями, мы решили познакомить вас, дорогие читатели, с вокалистами «Благодати» поближе.

Сейчас в ансамбле выступают его руководитель Елена Певнева, Наталья Моисеева, Надежда Филиппова, Анна Шмакотина, Антонина Ступникова, Агата Додонова, Анна Сизова. Отняв час от своей репетиции, они пообщались с корреспондентом Анастасией АЛЫПОВОЙ.

Корр.: — Когда и кем было положено начало вашему ансамблю «Благодать»?
Наталья Моисеева: — Для начала надо сказать, что августовским прекрасным днем в 2016 году к нам в Дом культуры пришла Елена Певнева. Мы с коллегами были очень рады, поскольку у нас не было хормейстера, и соответственно не было коллектива на тот момент. Самое проблемное было для меня — составление программ, концертов, мероприятий, потому что некого было ставить: не было поющих детей, только одни танцоры. Поэтому когда ее представил наш директор, на тот момент Ирина Калчугина, первое, что я сказала: «Дайте я вас обниму!». С появлением Елены деятельность нашего Дома культуры заиграла новыми творческими красками. Мы все стали равняться в первую очередь на Елену, поскольку уровень мастерства ее все-таки выше, чем наш, шилкинский.

Елена Певнева: — Я приехала из Читы, никого не знала, и совместными усилиями мы собрали ансамбль. Первая, кого я встретила, была моя ученица, скажем так, Надежда Филиппова. Когда-то давно я работала в пединституте, и Надя ко мне ходила, занималась в вокальном любительском коллективе. Когда мы встретились в Шилке, это было для обеих сюрприз. И когда я сказала: «Приходи ко мне петь», она сразу откликнулась. Пришли и наши специалисты, пришли другие любители пения и начали работу. Сразу хочется сказать, что в коллективе нет ни одного профессионала, то есть человека с музыкальным образованием. Профессии у всех разные.
Наталья Моисеева: — Я хочу отдать должное Ирине Калчугиной, она также помогла в формировании коллектива. У нас были исполнительницы Ирина Белякова и Галина Белеменко, они на тот момент работали в храме, пели на клиросе. И они нас дисциплинировали.

Корр.: — Название благозвучное кто дал?
Елена Певнева: — Это моя заслуга (смеется). Очень долго мне пришлось думать, потому что как корабль назовешь, так он и поплывет. Хотелось, чтобы название было по душе. Я считаю, что «Благодать» полностью соответствует нашему коллективу. Почему-то многие думают, что это слово означает что-то церковное, смиренное, но до тех пор, пока мы не выйдем на сцену (смеется).
Корр.: — Вы уже отметили, что состав коллектива менялся, периодически приходили и уходили вокалисты. Насколько коллектив сейчас полноценный, всех ли хватает? Насколько разноплановые личности его украшают?

Елена Певнева: — Есть люди, которые с самого начала со мной: Тоня, Надя, Наталья — это костяк основной. Люди по разным причинам уходят. Репетиции и выступления занимают много времени. У всех семьи, дети, работа, дела. Но раз люди занимаются вокалом, значит, им это нужно.
Надежда Филиппова: — Я работаю в школе, и работа эта тяжелая в плане моральном. Много времени занимает подготовка к урокам, часто попадаются непростые дети, нужно найти общий язык. Поэтому ансамбль для меня — это отдушина, без которой бы, наверное, было вообще тяжело. Я сюда прихожу, пою, и весь негатив из души у меня уходит.
Анна Шмакотина: — Я всегда любила сцену, но потом был период затишья. Когда на конкурсе я выступила, поняла, что хочу быть на сцене, пришла к Елене Александровне. Спела — мне сказали: «Приходи…».

Агата Додонова: — Я окончила музыкальную школу, но у меня были проблемы с вокалом, и я уже ставила крест на голосе своем. Но на занятиях по психологии мы изучали цели, и я поставила целью именно развитие вокала. В Чите я не нашла подходящего коллектива. Но потом узнала, что у нас есть новый педагог, коллектив. Сначала просто хотела поставить голос для себя. Но Елена Александровна сказала: «Все, ты будешь выступать в «Благодати»». И первым концертом стали «Святочные посиделки».

Елена Певнева: — Еще стоит отметить, что мы здесь не только поём, мы общаемся, как в клубе женской дружбы, оказываем друг другу поддержку.
Корр.: — Как проходят становление номеров, спевка? Расскажите про репетиционный процесс?
Елена Певнева: — Становление происходит элементарно — как общение. Потому что на сцене мы должны друг с другом взаимодействовать, в театрализации песен это отражается. Много песен про женскую судьбу, про любовь, про отношения между мужчиной и женщиной. И наше общение на репетициях переносится в песни.

Наталья Моисеева: — Две наших партии основных — альт и сопрано. Мне было сложно, поскольку я не знаю музыкальной грамоты. Но я ориентируюсь на Надю и Тоню, начинаю понимать, как петь. Это на каком-то интуитивном уровне происходит. Это действительно спевки.
Анна Шмакотина: — У нас же есть свои устоявшиеся фишечки, специальные словечки, которые знаем только мы, есть определенные жесты, которые объясняют, где вверх голос, где вниз. Вспоминаем, где на каком-то движении мы пели именно так. Еще и юмор нас выручает.

Анна Сизова: — Я недавно влилась в коллектив. Меня давно звали, но созрела, когда действительно захотелось иметь отдушину. Я тоже педагог. И мне тут помогают эмоционально разрядиться. Вчера впервые была постановка движений, хореография для номера. Домой пришла в приятной усталости, снилось всю ночь, что я пляшу, что я на сцене. Это круто.
Елена Певнева: — Аня на первой же репетиции сказала: «О, я не одна такая сумасшедшая!» (смеется). Человек попал в свою колею.
Корр.: — Есть специальные приемы, чтобы ощутить силу голоса? Сделать его звучание ниже или выше?

Елена Певнева: — Бывает, и упражнения делаем, учимся правильно дышать. Есть упражнение, чтобы ощутить опору. Она находится в районе брюшной полости, диафрагмы. И при использовании силовых моментов, поднятии тяжести или планки, мы ощущаем опору звука. Вообще нужно сказать, что взрослые — это сформировавшиеся люди и с ними во много крат сложнее. Их нужно раскрыть, но мы работаем. И не столько над голосом, сколько в целом, готовим номера непосредственно к концерту.
Корр.: — Какие песни есть в вашем репертуаре? Песню может предложить любой участник коллектива или только руководитель?

Елена Певнева: — Песни самые разные: патриотические, народные, народно-стилизованные, в обработке, авторские, эстрадные, более ста композиций. Стараюсь брать незапетые песни, обновляем репертуар постоянно. На данный момент работаем над зарубежными композициями. Есть языковой барьер, но у меня есть цель, и мы ее достигнем. Репертуаром занимаюсь непосредственно я. Когда слышу песню, сразу думаю, как на своих перевести ее, как будет звучать, кто будет запевать. И сразу думаю о том, справимся мы или нет. Девчонки что-то предлагают тоже. В Шилке живет Андрей Черепанов, у него есть стихи о Шилке. Я хочу, чтобы была песня в нашем репертуаре на эти стихи. У каждого коллектива должна быть песня о своем городе обязательно.

Корр.: — На сцене как-то определенно располагаетесь?
Елена Певнева: — Конечно, каждая песня — это построение, у каждого есть свое место. Есть костюмы для каждой композиции, и я смотрю, чтобы мы красиво выглядели, эффектно. На подвижной песне своя разводка, элементы хореографии я сама сочиняю. Как вижу, так и воплощаю. Костюмы тоже придумываю, представляю. Тоня — художник, я ее прошу нарисовать, чтобы видеть. Контактирую со швеями также сама. И, конечно, советуюсь с девочками.
Корр.: — Вы создаете и полноценные клипы. Сколько их у вас? Как проходит эта работа?

Наталья Моисеева: — Эта идея возникла в период пандемии, когда нельзя ничего было проводить. У нас есть замечательная песня «Колыбельная для России». Мы посоветовались и решили привлечь батюшку Александра Тылькевича. Благо, он отзывчивый, попытался сам снять клип. Но ему не понравилось отснятое и тогда он пригласил специалистов из Читы Сергея и Галину Миртовых. Они сделали нам замечательный клип, профессиональный, в котором были кадры реконструкции. Второй клип — «Гимн семье» сняла и смонтировала наша Тонечка. Елена Александровна тогда не репетировала с детьми, поэтому была возможность снять клип. Она уделила нам больше внимания, она вообще дает нам много.
Корр.: — Не бывает, наверное, одинаковых эмоций с одной и той же песней?

Елена Певнева: — Это, наверное, зависит от зрителей и сцены, где ты выступаешь. В Шилке зритель почему-то очень избалован, его тяжело раскачать и удивить чем-то. Недавно мы ездили в Нерчинский и Газимурский Заводы, там зрители нас увидели впервые, там была классная отдача. Мы зал заряжали, они нас заряжали.
Корр.: — Как вас приглашают на гастроли? Где уже побывали, что произвело самое большое впечатление?
Надежда Филиппова: — За пять лет мы побывали в Казаново и Первомайском, Нерчинском, Борзинском, Газ-Заводском, Нер-Заводском районах, п. Кокуй Сретенского района, в Читу выезжали девчонки.

Елена Певнева: — Мы существуем на базе городского Дома культуры. Возможности гастролировать у нас нет, если только нас пригласят. Это сплачивает коллектив. Про Первомайский хочу сказать, что там тоже всегда полный зал зрителей, все приветливы и доброжелательны, относятся, как к настоящим артистам. Нас в марте пригласили в Читу на мероприятие — 170 лет становления казачества в Забайкалье. Когда мы получили приглашение, у меня была мысль отказаться, это настолько ответственно! Это уровень в сто раз выше нашего. Нам выпала счастливая возможность работать с профессиональными коллективами — «Забайкальские узоры» и «Забайкальские казаки». Зрители сказали нам, что не видели разницы, что мы любительский коллектив. Мы достойно подготовились и выступили, познакомились с министром культуры и пригласили ее в Шилку посмотреть на наши коллективы.

Наталья Моисеева: — Мы видим другую публику, имеем возможность себя показать не в Шилке, а за ее пределами. Надо сказать, что нас всегда хорошо принимают. Приветливая публика в Нерчинске, там проходит ежегодный традиционный фестиваль «Хорошо забытое старое». Приезжает много участников, и всегда полный зал зрителей, обычных горожан. Но мы, бывало, работали и для двух-трех человек в зале. Хотелось бы съездить по нашему району. Многие не знают наш коллектив, а хочется познакомить людей с творчеством, пообщаться с коллегами.
Анна Шмакотина: — Плюс неформальная обстановка в дороге, 300 км туда и 300 обратно. На месте накроют стол: кто яйца домашние, кто картошечку принесет. А если серьезно, есть интересная постановка к 9 мая, которую очень бы хотелось показать в районах.

Елена Певнева: — К слову, мы с Натальей все наши мероприятия делаем вместе, дополняя друг друга. Пишем сценарии, советуемся. У нас есть ежегодное мероприятие «Святочные посиделки». Это наше детище. И хочется тоже его показать еще где-то кому-то. Есть военная постановка «Фронтовые фотографии рассказывают». Мы тоже сделали её в пандемийный 2020 год, там снимал Игорь Аранин.
Корр.: — Каждый артист имеет амбиции, цели и мечты. Куда и как вы хотели бы развиваться?
Наталья Моисеева: — Получить звание народного коллектива. Это — наша главная цель на сегодня. Совершенствовать свое мастерство.
Елена Певнева: — Да, чтобы был муниципальный ансамбль, были ставки, люди работали именно в ансамбле артистами. Цель — расти, не звездить.
Анна Сизова: — Чего лично я жду, хочется просто раскрыться. И надеюсь, что девочки помогут мне раскрыть этот потенциал, который есть внутри. И в итоге внести положительную лепту в развитие коллектива.
Агата Додонова: — Хотелось всегда петь, моя мечта исполнилась. Сейчас я увереннее себя чувствую не только на сцене, а в целом в жизни. Я раскрепощаюсь.
Елена Певнева: — Идет профессиональный рост, я бы так сказала.
Корр.: — Что все-таки вас всех объединяет?
Анна Шмакотина (поет): — Музыка нас связала…
Надежда Филиппова: — Любовь к творчеству. Мы стали даже без слов друг друга понимать, интуитивно чувствовать.
Наталья Моисеева: — Мы здесь не только занимаемся вокалом. Мы все женщины, и Елена увидела во всех нас красивых женщин. Она нарядила нас и сказала: «Девочки, а где ваши глаза, губы, где прически?». Со сцены это переходит и в жизнь. Мы всем желаем, чтобы все были красивые.
Надежда Филиппова: — Формируя красоту души, она сформировала красоту тела.
Елена Певнева: — Но за внешней красотой и яркостью коллектива скрывается очень большой труд каждой участницы.
Наталья Моисеева: — Надежда — это наш мозг, она помнит, кто, где стоит на сцене. Аня принесла блеск, шик. Она всегда знает, где что-то достать и всегда это делает. Тоня — наш художник, видеограф и фотограф. Агата — наша лялечка.
Корр.: — Зрители не просят какие-то коронные песни?
Елена Певнева: — Такого не было, что просят что-то определенное. Но иногда слышала среди зрителей: «О, будет «Благодать». Мы идем на «Благодать»». Неважно, что мы поем, просто любят наш коллектив.

Фото: городской Дом культуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*