Руководитель Мирсановской школы: «Мы должны идти в ногу со временем»

И.А. Калчугина. Фото: личный архив Ирины Калчугиной

В марте 2023 года свое 55-летие отметила Мирсановская основная общеобразовательная казачья школа. В связи со знаковой датой мы попросили исполняющую обязанности директора Ирину Алексеевну КАЛЧУГИНУ рассказать о том, как живет школа, как в ней реализуется казачье направление, и какие цели стоят перед педагогическим коллективом в перспективе.

Корр.: — С 2015 года ваша школа стала казачьей. Расскажите, как устроена школа: казаки — это отдельный класс, где собраны дети нескольких возрастов, или в него вступают в каком-то определенном возрасте? Остальные классы обычные?
Ирина Калчугина: — У нас вся школа является казачьей, но в кадеты детей принимаем только с пятого класса. Иногородние ребята проживают в интернате, который рассчитан на 30 мест. Ребята приезжают к нам со всего Забайкальского края и даже из-за его пределов: из Ононского, Верх-Хилы, Первомайского, Холбона, из Нерчинска, Могочи, Читы, Карымского района, из Благовещенска и других населенных пунктов.
Отдельных казачьих классов у нас нет. Все дети — и те, кто приняли присягу, и те, кто не приняли, — обучаются все вместе. Местные ребята, если пожелают, могут тоже вступить в казачество. Каждый год мы выпускаем детей из 9 класса, и сколько освобождается мест в интернате, на столько и набираем новых казачат из числа иногородних. Зачислиться они могут в любой класс, с пятого по девятый. Сейчас есть очередь из желающих. Чаще всего к 6 классу родители мальчишек начинают задумываться о том, чтобы вырастить настоящих патриотов, и обращаются к нам в школу. И местные ребятишки в любой момент могут стать казачатами, принять присягу и надеть форму. Многие ребята так и вступают, им интересно выступать на патриотических мероприятиях разных уровней. В этом учебном году мы много раз одерживали победы на муниципальных и краевых мероприятиях, всегда занимали только призовые места, в основном, первые, хороший рывок сделали. Для других детей это стимул. Ежедневное ношение формы, выправка — это ребят привлекает.

Кадеты привлекают внимание своей дисциплиной, выправкой, успехами в состязаниях

Корр.: — Сколько детей сейчас обучаются в школе? Есть ли классы, где совсем мало ребятишек?
И.К.: — В школе на сегодняшний день обучаются 105 детей. Это среднее количество детей для сельской местности. Если бы было второе здание под интернат, мы бы и девочек принимали в кадеты, тем более желающих среди родителей и детей очень много. Есть, конечно, и маленькие классы в школе, на данный момент очень нуждаются в пополнении пятый класс и начальные классы. Мы в этом году запланировали хорошую профориентационную работу и планируем проехать по тем сельским школам, которые отправляют детей в другие учреждения учиться в среднем звене. Расскажем им про нашу школу. Возможно, родители примут решение, чтобы с пятого класса отправить детей к нам. Нынешний первый класс очень хороший, подготовленный, все детишки, как на подбор, все ходили в детский сад, который является структурным подразделением нашей школы.
Корр.: — Как выстроен процесс обучения? Общеобразовательные предметы и спецдисциплины интегрированы?
И.К.: — Школьная программа традиционная, преподаются все предметы, пока без казачьего компонента. Казачий компонент присутствует только в воспитательной работе и в региональной программе факультативов: история, литература и география Забайкальского края. Также в школе есть дополнительное образование, которое включает в себя три кружка по казачьему направлению, один из которых имеет название «Казачок», им руководит Евгений Рашитович Нагимов. На базе творческого объединения «Казачок» ребята изучают традиции, обычаи, историю казачества страны, Забайкалья, Мирсаново. У нас большая база, хорошая история, музей свой в школе есть. Изучают оружие, породы лошадей, казачьи воинские звания. Остальные занятия: например, по фланкировке, строевая подготовка, воинские дисциплины ребята выполняют с офицером-воспитателем. У казачат все по распорядку. Также в школе есть театральная студия «Аргунея», репертуар которой тоже носит характер казачий, руководитель Марианна Петровна Томских, творческое объединение «Казачья кухня», там ребята вместе с Галиной Федоровной Новгородовой готовят казачьи блюда. Все творческие объединения работают для всех детей школы.


Корр.: — Давайте поговорим про педагогический состав. Кто у вас занимается общеобразовательными предметами, кто — спецдисциплинами? Есть ли нехватка кадров?
И.К.: — На сегодняшний день весь состав педагогов сформирован, учителя есть по всем предметам. Наши коллеги-стажисты — это наши наставники, на их опыт мы всегда опираемся и просим помощи в тех или иных вопросах. На сегодняшний день не каждый молодой специалист поедет работать в село, ведь нужно предоставить каждому жилье. Но нам звонят из Сретенского, Балейского педучилищ. И в планах есть привлечение молодежи.
В прошлом учебном году вышло из декретных отпусков двое специалистов: педагог по социальной работе и завуч по учебной работе, а в этом году пришли в школу учитель химии и учитель музыки. Девчонки из Мирсаново, кто учится в педучилищах, все проходят практику на базе нашей школы. Надеюсь, что после окончания учебных заведений придут работать к нам в школу. Всего вместе с коллективом детского сада работают 40 специалистов. Сейчас внедряем в процесс много новинок, все учителя с удовольствием принимают участие. А опытные педагоги дают нам базу, этот костяк у нас востребован.
С казачатами занимаются Евгений Рашитович Нагимов, сам он прошел казачью школу в Знаменке, Юрий Иванович Иванов — офицер-воспитатель. Еще у нас есть завхоз-мужчина, всегда помогает. В корпусе ночной дежурный Алексей Александрович Крылов тоже воспитательную функцию выполняет. Мужчины в коллективе должны быть, подавать пример. Хочется даже придумать проект типа «Отцы в помощь», чтобы хозяйственные мужчины-сельчане помогали нам, были задействованы в школьных делах. Кстати, родители кадетов все помогают нам, когда мы просим. И советом, и делом.


Корр.: — Приходится слышать иногда, что молодых педагогов после первой практики пугают перспективы работы с детьми, что с ними трудновато справиться. Как бы вы оценили этот момент?
И.К.: — Мне кажется, в сельских школах существует еще та база, из советской школы. Учителей уважают, наши дети попроще, дисциплина хорошая. У кадетов вообще дисциплина на первом месте. Атмосфера дружная, учителя с детьми общаются, шутят — уроки проходят на позитивной ноте. Сельские школы маленькие, в них своя, можно сказать, домашняя атмосфера.
Корр.: — Для спецдисциплин нужны какие-то дополнительные условия, какая-то база? Какие вы планы делаете на развитие материально-технического потенциала?
И.К.: — Материальная база любой школы во все времена требует обновления. На сегодняшний день самым актуальным для получения финансовой подпитки является вступление в различные программы и, конечно же, написание проектов для грантов. Сегодня мы пробуем свои силы во всех направлениях, чтобы обновить материально-техническую базу школы. Прежде всего, нам нужен хороший стадион с полосой препятствий, которая бы отвечала военной направленности. Конечно, у нас есть плац, есть спортзал. Какие-то занятия проходят в зале кинезиотерапии. Фланкировкой занимаемся, ходим к батюшке на подворье в теплое время, там учимся обращению с лошадьми. Казак ведь должен быть и защитником, и уметь работать на земле. Мы хотим воспитать таких мальчишек, чтобы они не потеряли в жизни внутреннее мужество, имели цельные семьи, стремились к уважению других людей. Мы растим добрых, порядочных, честных, смелых, славных парней — будущих мужчин.


Корр.: — Раньше, помните, ребят выпускали из сельских школ уже со специальностями шоферов или обучали вождению другой сельхозтехники? База, конечно, утрачена, но для ребят было бы полезно. Как вы считаете?
И.К.: — Да, раньше ребят и девчонок обучали прикладным навыкам на уроке трудов тех же. Сейчас базы нет, чтобы сельхозтехнику изучать. Всеми путями Евгений Рашитович старается наших ребят научить мужским навыкам, которые пригодятся в быту: столярным делам, обращению с механизмами, сварочному делу. В этом году приусадебный участок будем снова разрабатывать, детей приучать к труду на земле. Иногда старшие дети ездят с батюшкой на Севера, они там помогают ремонтировать технику, учатся обращаться с ней. В ежедневной практике такого нет. Немного, конечно, мы потеряли в этом, когда переходили к нынешней системе образования.
Корр.: — Если говорить о материальном, нельзя не отметить, что в этом году в образовательных учреждениях начали проводить отдельные ремонтные работы, где-то капитальные. Вашей школе в этом направлении что-то необходимо? И, если да, есть ли предпосылки для получения средств?


И.К.: — Мы работаем в этом направлении, готовим документы, чтобы попытаться вступить в программы, готовим сметные документы. Запросы есть, из срочных — это пол в столовой, обсудили этот вопрос с Ларисой Анатольевной Золотухиной, председателем комитета образования Шилкинского района. Придет лето, и районное управление образования обязательно нам поможет в этом вопросе. Из насущного — страдает ограждение школы. Некоторое время назад помогли отремонтировать крышу. Здание интерната нам тоже нужно поддерживать в нормативном состоянии, мы проводим там косметические ремонты. Для дополнительных работ будем по возможности готовить сметы и обращаться за помощью. Сейчас часть средств, идущих на оплату школы от родителей казачат, мы откладываем и покупаем, что нужно, на казачий корпус. Кроме того, находятся и благотворители, и спонсоры. Так, например, мы обратились к гендиректору телеканала «Спас» Борису Корчевникову, он оказал нам помощь, и мы купили спортивную форму для наших детей и мячи, и сетки. Родители также являются нашими помощниками. Так, в этом году в корпусе установили душевую кабину и поменяли сантехнику. Мы очень благодарны нашим родителям. На юбилей школы, конечно, наши друзья, выпускники, администрация села также сделали практичные и нужные подарки, например, линолеум в класс. Будем работать и стремиться к участию в программах. Приобретаем и учебные материалы понемногу, но всего несколько классов оборудованы проекторами, экранами и досками. Хотелось бы обновить школьную мебель, парты и стулья.
Корр.: — Вы от 2023 года, Года педагогики и наставничества, ждете чего-то конкретного? Какие-то мероприятия запланированы?
И.К.: — На сегодняшний день хотелось бы расширить работу именно в казачьем направлении. Мы стараемся выезжать на различные совместные мероприятия с другими учебными заведениями. И куда бы мы ни приехали, с руководителями учреждений всегда обсуждаем работу о взаимном сотрудничестве, на следующий учебный год заключим договоры о взаимодействии с Нерчинским аграрным техникумом, Нерчинским музеем, Знаменской школой, откуда и переняли опыт казачества, и со многими другими учреждениями, где присутствует казачий компонент. Конечно, я как руководитель работаю первый год, но мне кажется, что такое взаимодействие нужно, обмен опытом будет на таких площадках очень полезным для всех. Надеюсь, такие контакты можно будет наладить не только по нашему Забайкальскому краю, но и с другими городами. Я от Года наставничества жду как раз продвижения в этом направлении для нашей школы, что мы обретем надежных партнеров из числа казачьих организаций. Мы могли бы стать площадкой для живого изучения казачества на базе нашей школы и для других учащихся Шилкинского района. Я думаю, в следующем учебном году мы будем готовы организовать подобные конференции, семинары.
Корр.: — Вы работали с детьми в большом областном центре. По вашему мнению, что в рамках учебной программы нужно внедрять для более всестороннего развития детей, как развивать новые умения и навыки? Есть примеры «Точек роста» и хотелось бы двигаться в направлении прогресса — робототехники, технологий, экспериментирования, развития мышления.
И.К.: — На сегодня большой минус, я считаю, для сельских школ — это отсутствие некоторых кружков дополнительного образования. Наши ребятишки хотели и могли бы тоже там развиваться. Конечно, наши дети ходят в сельский Дом культуры и занимаются там творчеством: пением, танцами, театром, декоративно-прикладным творчеством и очень даже преуспевают в этом. И в школе, повторюсь, также посещают творческие объединения. Но хотелось бы, конечно, расширенную линейку творческих объединений, спортивных секций, но нет возможностей: специалистов, ставок в штате. А потенциал у наших детей такой же, как и у городских. Конечно, кто-то возит детей в Шилку на спортивные секции, в Дом школьника. Но на сегодняшний день наша первая задача — поднять уровень базового образования, выходить на хорошие позиции на олимпиадах, участвовать в других мероприятиях сферы образования. Я считаю, что всегда в любом деле надо развиваться, обновляться во всем. А это во многом зависит и от финансовых возможностей.
Корр.: — У вас уже выпустилось несколько ребят-кадетов. Можно ли сказать, что они продолжают вести казачий образ жизни за пределами школы или, наоборот, интегрированы в остальное общество со своими ценностями? А, может, кто-то перебрался в регионы, где казачество составляет определенную долю в структуре гражданского общества?
И.К.: — Надо сказать, что ребята выпускаются и поступают в разные учебные заведения: и в Суворовское училище, школы милиции, в колледж ЗабГУ, горный техникум, Балейский медицинский и педагогический училища, в Шилкинский многопрофильный лицей, Нерчинский аграрный техникум, Первомайское училище, уезжают в другие города, кто-то идет в 10 класс выбранной им школы, но всегда и везде наши дети показывают себя настоящими патриотами своей Родины. Более того, трое наших ребят приняли участие в СВО. Один из них Роман Полухин, к сожалению, погиб, память о нем мы храним свято. Я думаю, куда бы ни поступили наши ребята, вся база военной подготовки, пройденная в наших стенах, пригодится им в любом случае жизни.
Корр.: — А кто помогает обеспечивать казачат формой?
И.К.: — При поступлении в школу все обмундирование закупают родители. Зимний вариант формы у нас есть, ее выдаем мы. Остальное покупают сами. Ежедневно они ходят в форме, на праздничные мероприятия надевают парадную. В этом году перед парадом хотим обновиться, пошить парадную форму для участия в параде Победы.
Корр.: — В вашей профессиональной деятельности была работа в сфере и дополнительного, и среднего профессионального образования. Насколько трудно перестроиться для системы образования общего, принять его стандарты?
И.К.: — На сегодняшний день я очень довольна образованием в целом. Сегодня оно начало переформатироваться, что дает шанс на развитие нашей русской культуры, русского духа. Поднимаются с низов все ценности, которые были утрачены, ну а мы, педагоги, постараемся их возродить и сохранить. Очень радует всероссийский проект «Разговоры о важном». Охвачена вся культура России. Это не только речь о значимых людях, это прежде всего воспитание самых главных ценностей человека, которые он должен взрастить в себе. Мы наконец-то обратили внимание на себя, внутрь России, родины-матушки. Для нас на сегодняшний день стоит задача выпустить в первую очередь зрелую личность, которая будет понимать, что для него ценно и важно. Любовь к маме, семье, Родине, Отечеству. Образование и воспитание должны шагать рядом, быть вместе.
Общение педагога с ребенком очень много значит, мы смогли это оценить за время дистанта, когда и образование, и дисциплина пошатнулись. Я всегда спорю в этом вопросе технологий, считаю, что дети и так много сидят в гаджетах, а с дистантом мы их еще больше втянули в дистанционное общение. Дети разучились читать настоящие книги, читают все чаще онлайн, дети утратили каллиграфию в целом, ведь сегодня мы не пишем рефераты и доклады от руки, не тренируем подчерк, как это делали мы в свое время.
Корр.: — Но дистант и показал, что у нас плохо развит Интернет в сёлах, что у детей нет компьютеров дома, а телефоны не вывозят…
И.К.: — Помнится, что даже образовательные платформы не вытягивали такой объем работы.
Корр.: — Да, поднимать надо благосостояние семей, оснащать школы. Ну, хорошо, пожалуй, задам последний вопрос: вас саму казачий уклад чему научил? Обогатил вашу картину мира?
И.К.: — Я человек православный. И для казака во все времена православная вера, любовь к семье и родине были главными. Это меня роднит. И я хочу развивать именно это направление. Но сейчас в первую очередь мне как директору нужно подтянуть уровень образования детей. И мы начали уже участвовать в олимпиадах и конкурсах образовательного характера. В течение всего учебного года для нас было приоритетным направлением именно повышение уровня образования. В этом году наши учителя повысили свои квалификации: мы стали много учиться на курсах повышения квалификации, стали посещать все семинары и круглые столы в районе. Также начали плодотворно работать с электронными платформами, сайтом, завели свою методическую копилку, в которой находятся разные методические материалы, делимся друг с другом опытом работы по темам самообразования. Много работы проделано за год. Но впереди — еще больше, так как останавливаться мы не имеем права, нужно развиваться и двигаться в ногу со временем, образование не стоит на месте. Нужно равняться на лучшие школы, лучших наставников, постепенно идти к успеху. Очень много планов, проектов на будущее, очень много потенциала у наших педагогов и особенно очень много способностей у наших ребят. Пришло наше время воспитывать настоящих патриотов Родины — сильных, смелых, решительных, преуспевающих воспитанников Мирсановской казачьей школы!
Беседовала
Анастасия АЛЫПОВА

Фото: Мирсановская основная общеобразовательная
казачья школа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*