Грозы и зелёные насаждения чаще всего нарушают энергоснабжение Шилки, уверяют специалисты-энергетики

Один из новых трансформаторов, установленных в Шилке относительно недавно

В редакцию «Шилкинской правды» в сентябре обратились жители Шилки, у которых довольно часто выключают электроэнергию. «Можно как-то через газету озвучить проблему по поводу постоянных отключений электроэнергии?

Писали жалобу в Россети — без ответа. Чуть ветер дунет или дождь пойдет, и у них сразу все отключается. Сегодня с самого утра света не было. Только что включили на 30 минут и опять отключили. Нельзя что ли сделать все по-человечески, чтобы не отключалось все при малейшей непогоде?!», — пишет подписчик газеты в социальных сетях.
Еще одна жительница Шилки отмечает, что «за прошлую неделю отключали 2 раза. В первый раз на весь день до 16 часов, во второй тоже на весь день до 21 часа. Как же задолбали эти отключения. В век высоких технологий сидим без света…».
Выяснилось, что наиболее часто в Шилке страдают от отсутствия электроэнергии жители улиц Партизанская, Рабочая, Пролетарская, Глазова, Погодаева. На последней улице неоднократно жаловались на трансформаторную подстанцию, где, по словам Вениамина Чендемерова, пробегает крыша.
Собрав наиболее острые факты по проблеме, мы пригласили в редакцию начальника Холбонского РЭС (района электрических сетей) филиала «Россети Сибирь» — «Читаэнерго» Сергея Савватеева и задали ему самые наболевшие вопросы.
— Почему в этом году, как никогда раньше, часто отключают свет в Шилке? Проводятся ли какие-то работы или это результат аварий?
— В этом году в связи с неблагоприятными погодными условиями, в частности грозами, шквальным ветром, происходили аварийные отключения. У нас порядка 11 фидеров — высоковольтных линий, от которых запитаны потребители, и наиболее частые отключения были на линии, которая питает западную часть Шилки, лагерь «Олимп» и дачи. Основной причиной отключений за последние два-четыре года стали зеленые насаждения, которые находятся либо на общественной территории, либо на приусадебной зоне у горожан. Мы направляли письмо главе города Шилка по этой проблеме. Мы не имеем права спиливать насаждения. Этим занимаются третьи лица, соответственно, наверное, администрация должна была выдавать предписания на обрезку насаждений. Нам должны только подать заявку на отключение линии на момент обрезки деревьев и кустов. Наиболее часто нам такие заявки делают управляющие компании из Первомайского, связь с ними налажена. Последние отключения, которые происходили, были именно из-за деревьев. Насаждения касаются или ложатся на провода, а у нас выполнена защита на линии: где-то что-то коснулось, она срабатывает, линия обесточивается в целях безопасности автоматически.
— Есть жалоба на то, что 16 сентября было задымление на трансформаторной подстанции в районе улицы Погодаева г. Шилка. И это не в первый раз. Требуется ли там серьезное вмешательство?
— Были проливные дожди, все топило и захлестывало. Через крышу попала влага на оборудование, произошло замыкание, и выгорел коммутационный аппарат. Аппарат мы заменили, ремонт крыши сделали. Нужно понимать, что все закрытые трансформаторные подстанции отремонтировать сразу мы не можем. У нас есть план ремонтов, объем обслуживания оборудования очень большой, а средства выделяются определенные. Мы распределяем их на оборудование, требующее максимально быстрой замены.
— А где наиболее острые участки на данный момент не только в Шилке, но и, может быть, по району?
— По району длинная линия электропередачи в Кыэкене — там болотистая местность, непроезжая, опоры в болоте сильно наклоняются, техника подойти не может. В Шилке три раза проводили плановый ремонт — заменили изоляцию, произвели перетяжку проводов, обрезку веток деревьев. По Первомайскому, который нам передали в 2014 году, было также много задач: за последние пять лет перекрыли крыши на девяти трансформаторных подстанциях, полностью кровлю заменили на трех подстанциях напряжением 35/6 киловольт. Производится замена опор — в частности по городу Шилке по улице Рабочей, Партизанской, в Кибасово. В прошлом году в Шилке перекрыли три трансформаторных подстанции.
— В Чироне нынче также сообщали об аварии из-за грозы. В прошлом году из Усть-Теленгуя присылали фотографии с покосившимися опорами. Это тоже довольно отдаленные уголки, какая работа проведена там?
— В Чироне были бесхозные электросети — воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 и 6 киловольт. Нам передали их в 2020 году в доверительное управление. С 2014 года мы в случае аварийных отключений приезжали и ремонтировали их. Только с 2020 года мы смогли заняться капитальным ремонтом линий, заменили в Чироне порядка 40 опор по ВЛ 0,4 кВ. Жители Усть-Теленгуя к нам обращались с жалобами. Там уже заменили 32 опоры на ЛЭП. Опоры на линиях напряжением 0,4 кВ ставим деревянные на железобетонной приставке. В городе ставим и железобетонные, и деревянные опоры на железобетонных приставках.
— Можно ли говорить, что оборудование сильно изношено?
— Нет, я бы не сказал. Согласно плану производится техническое обслуживание оборудования: обтирка изоляции, доливка масла в трансформаторы, замеры нагрузок в зимний и летний периоды. Люди иногда жалуются на повышенное напряжение, мы стараемся его понизить, перераспределяем нагрузку по фазам.
— Как оцените качество подаваемой электроэнергии? Случается, что напряжение низкое или, напротив, повышенное, в последнем случае выходят из строя приборы бытовые. Почему так происходит и что делать?
— До 2012 года по Шилке были очень большие потери электроэнергии. Люди просто воровали электроэнергию разными способами. Пока мы не установили приборы учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета электроэнергии) в частных домах и у юридических лиц. Потери снизились с 40 до 12% в Шилке. Уменьшились нагрузки на оборудование, коммутационную аппаратуру. Раньше, когда люди воровали, они подключали бойлеры, нагреватели, у нас на трансформаторных подстанциях повреждалась коммутационная аппаратура, и были повреждения трансформаторов. За последние три года я таких нагрузок не наблюдаю, люди стали побаиваться, перестали похищать энергию. Падения напряжения бывают, но его и не будет 220 вольт, как многие хотят. Есть ГОСТ, по нему пределы напряжения от 198 до 242 вольт. То есть этот диапазон считается нормой. От чего зависит падение? Люди в сентябре стали, например, больше пользоваться обогревателями.
— Жители жалуются, например, что не было электроэнергии несколько часов. Что вы делаете в это время, какие работы проводятся?
— Если было аварийное отключение, то оперативная бригада, которая по Шилке одна, выезжает с осмотром воздушной линии. Находит повреждение, вызывает ремонтную бригаду, которая начинает устранение. У нас свой алгоритм: диспетчер контролирует работу оперативно-выездной бригады, которую вызывает в первую очередь, если что-то где-то случается. На базе производственного отделения есть аварийный и эксплуатационный запасы. Нет моментов, когда отсутствует оборудование или нет его поставки. Чтобы бригада была допущена на линию, все отключения производятся через диспетчера оперативно-диспетчерской группы. Мастер запрашивает ремонт, дежурный идет на подстанцию, делает переключение. Отключил линию — свет погас у людей. Затем поступит команда диспетчера мастеру, что линия отключена и заземлена, производите допуск. Мастер производит все технические мероприятия, чтобы обезопасить бригаду, чтобы не попал никто под напряжение: выписывает наряд, проверяет отсутствие напряжения, заземляет линию. После этого получает допуск на производство работ. Затем бригада приступает к выполнению работ. Позже — в обратном порядке: заземление снимают, рабочее место убирают, запрашивают включение линии у диспетчера, тот дает команду дежурному включить воздушную линию. Тот момент, когда бригада сидит в машине, а люди думают, что мы ничего не делаем, это и есть время на допуск, которое составляет 30-40 минут. У нас свои правила по охране труда, и мы не имеем права нарушить их.
— Когда плановые отключения происходят, вы уведомляете людей?
— Когда планируем ремонтные работы, мы уведомляем диспетчера ЕДДС по Шилкинскому району, а также согласовываем плановые отключения с руководителями администраций поселений, оповещаем юридических лиц. Затем производим ремонт воздушных линий или системы изоляции, замену стоек опор, перетяжку проводов.
— Вы обслуживаете два района, это очень протяженная территория. Хватает ли вам сотрудников и какие планы по работе на ближайшее время?
— В нашем РЭСе находится шесть мастерских участков, все они разбросаны по территории районов, штат составляет 68 человек, имеется восемь вакансий среди дежурного, оперативного персонала. Так что если есть желание работать в энергетике и необходимое образование — приходите, мы ждем земляков.
Что касается планов, на каждом из участков запланированы мероприятия. В частности, сейчас производится замена стоек опор в Кыэкене, Усть-Теленгуе, Кокуй-Комогорцево, Первомайском. Запланирована замена ограждений трансформаторных подстанций, чтобы никто не попал внутрь, например, в Ононском.
— Увеличивается количество потребителей. Это как-то сказывается на качестве электроэнергии?
— Да, за последние пять лет было много новых технологических присоединений. Много людей строят дома и гаражи, увеличивается объем потребления. Но на качестве принципиально не сказывается.
— В многоквартирных домах люди, столкнувшись с перебоями напряжения, к кому должны обращаться?
— У нас граница раздела по общему рубильнику, значит, вся сеть внутренняя принадлежит управляющей компании. Если какие-то вопросы возникают по качеству напряжения, потребитель пишет заявление в управляющую компанию либо в «Читаэнергосбыт». Затем уже мы приезжаем, и на границе балансового напряжения совместно с управляющей компанией производим замеры напряжения. Если они соответствуют ГОСТу, то дальше разбирается управляющая компания. В этих сетях нам работать запрещено.
— Как можно связаться с вами, если возникают жалобы на постоянные отключения?
— Любой житель может позвонить и узнать причину отключения и ориентировочные сроки завершения аварийных работ по телефону: 8-800-20-0-220. Он работает круглосуточно. Что касается плановых работ, то, повторюсь, мы стараемся всегда заранее предупреждать об их проведении ЕДДС и глав поселковых администраций. Кроме этого, можно посмотреть график отключений на сайте компании ПАО «Россети Сибирь».
Подготовила
Анастасия АЛЫПОВА

Фото: Анастасия Алыпова / «Шилкинская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*