День открытых дверей «СПО-тур 2023» состоялся в Шилкинском многопрофильном лицее

В Шилкинском МПЛ 12 апреля прошел День открытых дверей для учащихся школ района, родителей и жителей города. На общественной профориентационной площадке в рамках краевого фестиваля рабочих профессий «СПО-тур 2023» Шилкинский многопрофильный лицей презентовал себя будущим выпускникам школ как учреждение для получения специального профессионального образования.

Гостями лицея стали более 80 учащихся восьмых-девятых классов из Шилкинских школ №№ 1, 2, 51, 52, Первомайской школы № 5, Казановской школы, Митрофановской СОШИ с кадетскими классами, а также работодатели из нескольких предприятий железнодорожного узла, руководители и представители школ, родители.

У центрального входа в лицей разноцветьем ярких красок пестрят гирлянды воздушных шаров, оживление и смех – эти непременные спутники молодежной среды видны и слышны издалека. Подъезжающих школьников гостеприимно встречают студенты-волонтеры и преподаватели. В фотозоне у центрального входа развернулась фотосессия школьников с кураторами на фоне фирменного пресс-вола. Ведущий торжественную часть студент, интригующе пообещав потенциальным железнодорожникам «полное увлекательное погружение в мир производственных цехов», анонсирует предстоящую программу: экскурсию по учебному корпусу и учебно-производственным мастерским с рассказом о профессиях, профессиональные пробы, в которых каждый желающий сможет принять участие, а также мастер-классы от студентов.

— Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости! — приветствует участников ивента директор Шилкинского МПЛ Евгения Шулимова перед самым стартом «СПО-тура». — Сегодня наш лицей радушно распахнул свои двери для будущих студентов. Мы рады приветствовать всех вас. Мы рады приветствовать наших партнеров, работодателей – руководителей железнодорожных предприятий. Рады приветствовать руководителей и наших коллег из образовательных учреждений. Сегодня у нас замечательный праздник – фестиваль профессий. Мне хочется пожелать всем вам, чтобы сегодняшний праздник оставил в ваших сердцах только добрый след и хорошие впечатления и воспоминания. Я очень надеюсь, что те школьники, кто к нам сегодня пришли в гости, в этом году, а кто-то на следующий год, вольются в нашу дружную студенческую семью Шилкинского многопрофильного лицея. Добро пожаловать!

Организованной гурьбой школьники ринулись в главный корпус. Присоединившись к одной из четырех сформированных групп, возглавляемых волонтерами, направляюсь вместе со всеми на экскурсию по четырем презентационным площадкам. Первая локация, где мы оказались, — учебно-производственная мастерская «Управление локомотивом». Как нам поясняют, здесь размещены тренажер для отработки базовых навыков управления электровозом, тренажерный комплекс по управлению автотормозами, вакуумный выключатель станции, стенд проверки устройств и другое электротехническое оборудование.

— А сейчас мы представим вашему вниманию локомотив «Ермак». О его работе вам расскажет студент четвертого курса Егор Колотовкин. Он является студентом, который вошел в пятерку лучших на региональном чемпионате профессионального мастерства. Ребята, подходите, пожалуйста, поближе. Егор вам все объяснит. Может, кто-то захочет сам попробовать управлять, — улыбаясь, на правах хозяйки предлагает Евгения Шулимова.

Моментально почувствовав дружественную атмосферу образовательного пространства, школьники с интересом облепляют со всех сторон имитатор кабины электровоза.

Свой мастер-класс для школьников студент-отличник проводит вполне уверенно: решительно нажимает на кнопки на панели управления и двигает рычаги управления. Мы видим на экранах двух больших соединенных между собой мониторов, имитирующих обзор железнодорожного пути из кабины локомотива, как железная махина под названием «Ермак»-2ЭС5К приходит в движение и набирает скорость.

— А что за профессия – машинист локомотива? – с очевидной целью ввести молодежь в азы железнодорожной специальности задает вопрос своему подопечному мастер производственного обучения Диана Бурдинская.

— Это специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом: электровоз, тепловоз, паровоз или мотовоз, или мотовагонный подвижной состав – дизельпоезд, электропоезд, — без запинки отвечает студент.

— А какими качествами должен обладать машинист? – продолжает уточнять наставник.

— В первую очередь, сообразительность, наблюдательность, осмотрительность, бдительность, решительность, быстрота реакции. Эта профессия требует глубоких профессиональных знаний, молниеносной реакции и крепкого здоровья. В руках машиниста жизни сотен людей. Работать приходится буквально в автоматическом режиме. Не все готовы к такой работе, — поясняет будущий машинист.

Преподаватель щелкает по клавишам расположенного сбоку от кабины компьютера, и неожиданно для присутствующих на пути движения электровоза откуда ни возьмись появляется собака. Упсс! Экстренное торможение! Оказывается, для отработки навыков управления локомотивом у студентов на тренажере можно по желанию задавать такие параметры движения поезда, что создаются либо искусственная помеха, либо потенциально опасная ситуация. Все как в реальности: надо быть готовым к любым непредвиденным ситуациям, уметь моментально осознавать происходящее и быстро реагировать, принимая меры. Экскурсанты смогли воочию убедиться, как должен вести себя машинист в нештатной обстановке.

— Егор у нас скоро выпускается. Сейчас проходит практику в Магдагаче. Ездит помощником машиниста. Причем производственная практика оплачиваемая, он уже сам зарабатывает, — поясняет преподаватель.

— И очень даже хорошие деньги, — включается в беседу сам парень. – Трудоустраиваюсь в Магдагаче.

— Сегодня там работают, если не ошибаюсь, семнадцать наших студентов. Рабочие места для ребят есть и на многих других предприятиях железнодорожного транспорта, — приводит аргументы в пользу выбора флагманской железнодорожной профессии наставник. – Приглашаю всех желающих приходить учиться в нашем лицее!

Первая презентация окончена. Двигаемся дальше. Несколько увлеченных спортом школьников попутно хотят оценить состояние лицейского спортзала. «Да пожалуйста! Пойдемте, мы вам покажем!», – не поленились волонтеры и провели заинтересованных ребят в зал для спортивных занятий помещение. «Нормально», — вынесли те свой вердикт.

Следующая презентационная площадка размещена в столовой. Кулинарная лаборатория встречает нас притягательным ароматом шоколада и ванили. Здесь пройдет мастер-класс поваров и кондитеров.

— Повара — самая востребованная профессия, — предвосхищая практическую часть, рассказывает мастер производственного обучения Анна Вдовина. – Все любят поесть. От того, что человек поел, зависят его здоровье и настроение. А еще это профессия, которая требует постоянных экспериментов, поиска и творческой фантазии. Сегодня мастер-классы вам показывают наши девочки. Студентка третьего курса Светлана Хаматьянова является стипендиатом министерства Забайкальского края за отличное обучение. Кроме того, она главный редактор нашей лицейской газеты. Студентка второго курса Снежана Арефьева, которая вошла в десятку лучших на региональном конкурсе «Молодые профессионалы» среди студентов Забайкальского края. Она также является участником волонтерского движения. И наша выпускница Ксения Кривоносова, студентка четвертого курса, которая всегда принимает активное участие в жизни лицея.

— Сегодня мы делаем шоколадные пирожные из песочного теста с клубничным кремом и с кремом тирамису, посыпанного орешками. Для этого нам понадобится песочное тесто и вот такие силиконовые формочки, в которых мы выпекаем пирожные. На выпеченном заранее элементе я вам покажу, как приготовить пирожное. Берем элемент и отсаживаем его кремом разными способами, — приступает к мастер-классу Ксения Кривоносова.

Виртуозное владение кульком с кремом — и через считанные минуты аппетитным кондитерским изделием можно угощаться. «Пожалуйста, пробуйте!», — предлагает всем начинающая кондитер.

— Приглашаем желающих самим изготовить такое пирожное! – предлагает мастер производственного обучения Наталья Кулаева поучаствовать в профессиональных пробах, чтобы ребята могли максимально быстро и полно почувствовать себя в предложенной к выбору профессии.

– …Так, надеваем фартук, перчатки, — подбадривает мастер производственного обучения Александра Коренева осмелившуюся школьницу.

Ученица 51-ой школы сначала робко и неспешно, а затем все увереннее и быстрее затейливо выдавливает крем на аппетитные пирожные. Готово! Художественно оформленные кондитерские изделия смотрятся по-дизайнерски симпатично и, как оказалось, невероятно вкусные.

— А кто хочет попробовать сделать суши и роллы? Смелее, мальчишки! – подзадоривает наставник школьников после демонстрации им соответствующего мастер-класса. — У нас мальчики обычно не боятся экспериментировать, они творчески подходят к приготовлению блюд.

— Смотрите, какие настоящие мужские роллы получаются! – с улыбкой одобрения оценивает кулинарную работу преподаватель, видя, как юноша неловкими руками скрутив из ингредиентов трубочку, разрезает ее на роллы размера макси. – Угощайтесь, ребята, пробуйте шедевры своего повара!

Надегустировавшись после нескольких кулинарных уроком корзиночек с белковым кремом, шоколадных пирожных и роллов, наша группа уступает место очередной подоспевшей команде экскурсантов и релоцируется на другую площадку. «Идем к электромонтерам!», — объявляют юные кураторы дальнейшую цель экскурсии.

— Ждем вас по нашей профессии! – доносится нам вслед.

— Вас кормят в этой столовой? – оглядываясь назад, на ходу обращаюсь к одному из волонтеров с приятным интеллектуальным лицом (к слову, курирующие нас студенты все такие – они как на подбор хорошо воспитаны, коммуникабельны и очень внимательны к посетителям). – Как здесь кормят?

— Кормят очень хорошо! — эмоционально и живо реагирует мой визави. — Раньше давали первое и второе, а теперь одно блюдо, но зато вкусное. Котлетами кормят. Мы в столовой только обедаем. По вечерам готовим себе в общежитии. Там бытовка. Есть электропечи, холодильник, морозильник. Время от времени, бывает, кто-то что-то даже печет. В целом живем дружно.

— А на кого вы учитесь? Как дается учеба? Рекомендуете сюда поступать? – успеваю расспрашивать разговорчивого собеседника.

— На машиниста электровоза учусь. Конечно, я советую идти в наш лицей. Учиться я не сказал бы, что сильно трудно, но надо вникать, заниматься, иметь стремление к учебе. Машинисты должны знать и работу слесаря: если случится авария с поломкой где-нибудь в поле, чтобы ты мог с ней самостоятельно справиться. В лицее учиться гораздо интереснее, чем в школе, — охотно продолжает диалог третьекурсник.

Подходим к кабинету с вывеской «Обслуживание железнодорожных тяговых подстанций». В учебно-производственных мастерских ознакомительные занятия для школяров также проводят отличники и хорошисты в учебе и мастера производственного обучения Ирина Корчагина и Владимир Аршинский.

— Сегодня мне представилась возможность рассказать вам о профессии электромонтера тяговых подстанций. Когда-то я тоже приходил сюда, как вы сейчас. А сегодня я студент самого передового, самого инновационного, самого лучшего учебного заведения Забайкалья — Шилкинского многопрофильного лицея. Наши студенты — победители многих профессиональных конкурсов и спортивных соревнований, — эмоционально приветствует школьников студент-четверокурсник Эрик Орозбакиев.

Чуть усталым уже голосом после трех проведенных до этого экскурсий он начинает свой мастер-класс, одновременно производя руками манипуляции на сложном агрегате:

— Представляю вашему вниманию оборудование — энергоячейка мощностью 6 кВт. Прежде чем начать на нем работать, убедитесь, что рядом лежит резиновый коврик. Надеваем диэлектрические перчатки. Без них к оборудованию нельзя подходить, оно под большим напряжением. Здесь установлена релейная защита, бортовой компьютер — защита от коротких замыканий, где появляются индикаторы неисправности. Если случилась поломка, в окошечке сразу высвечивается, где произошла нештатная ситуация: обрыв или что-то еще. Если в самой ячейке сломалось что-то, меняем элементы целиком. Но такое редко бывает…

Затем школьники переходят в следующую лабораторию, расположенную за стеклянной перегородкой. Здесь находятся трансформаторы напряжения. Молодежь с интересом внимает молодому спикеру, не отвлекаясь слушают сложную для восприятия информацию про «устройство трансформаторов, предназначенных для коммутационных высоковольтных цепей трехфазного тока».

Следом эстафету проведения мастер-класса перенимает первокурсник Егор Иванов. Он наглядно демонстрирует на стенде, расположенном в смежной лаборатории, арматуру контактной сети и увлеченно рассказывает про ее особенности и предназначение.

— Лицей у нас уникальный, — с нескрываемой гордостью констатирует юный электромонтер. – Благодаря нашим преподавателям, которые помогают нам, учат нас, мы выигрываем районные, краевые и всероссийские конкурсы. Еще плюс нашего лицея в том, что нас отправляют на практику по краю и в Приморье. Там мы набираемся опыта и зарабатываем деньги, что является немаловажным фактором, и сразу трудоустраиваемся.

Перемещаемся в лабораторную мастерскую под названием «Электротехника».

— Это кабинет электротехники. Мы здесь изучаем науку об основных законах физики. Все, что связано с электричеством, ведь физика – про электричество. Здесь ребята учатся применять на практике при выполнении лабораторных работ знание законов Ома, Ампера… На этих стендах мы выполняем лабораторные работы. Собираем цепи, смотрим, как выпрямляется переменный ток и так далее. Пишем лабораторные и контрольные работы. Девочки у нас тоже идут на эту профессию. Уже два потока обучается. Их охотно берут на работу и на тяговую подстанцию, и сигналистами, и в контору. Так что добро пожаловать на профессию электромонтера! – сходу призывает мастер производственного обучения Ирина Корчагина. Она сегодня «принимает» экзамен по электротехнике. Эрику Орозбакиеву предстоит рассказать про снятие высоковольтного напряжения и показать на приборной доске необходимые действия.

— Рассказываем, какие мероприятия необходимо провести. Напоминаем принцип и последовательность работ, – строго, как во время настоящего выполнения профильного экзаменационного задания, требует от студента преподаватель спецпредмета. — Это как на права сдавать. Выучил и рассказал — молодец! Ошибся – значит, не сдал экзамен. Все!

Видя заинтересованные лица экскурсантов, Ирина Корчагина посвящает любознательных гостей в преимущества учебы в Шилкинском МПЛ. Здесь есть возможность получить дополнительное образование. Студент, обучающийся по одной из четырех основных профессий, — машинист электровоза, электромонтер тяговых подстанций, проводник, повар-кондитер — имеет возможность после окончания первого курса либо в начале второго или третьего заключить договор платного обучения по другим специальностям, которых в лицее на сегодня семь. Сейчас МПЛ обучает стропальщиков и монтажников технологических трубопроводов, электриков. С осени здесь планируют запустить специальности сварщиков, путейцев, мастеров маникюра, говорит преподаватель. С основным дипломом выпускник может иметь дополнительно несколько свидетельств о специальном профессиональном образовании государственного образца. Своим студентам лицей предоставляет солидную скидку на оплату. «У нас работодатели просят, чтобы мы еще открыли обучение на больших машинах — спецтехнике. Для этого нам нужны особые площадки. Но у нас директор такая, что добьется», — не сомневается Ирина Корчагина.

— Ребята, а вы уже посмотрели фильм про выпускников нашего лицея, тогда еще ТУ-16? – обращает экскурсовод внимание школьников на видео, которое фоном транслируется с телевизионных экранов, установленных на всех четырех презентационных площадках. — У нас очень много выпускников успешно реализовались в профессии. Пойдемте посмотрим!

Фильм оказывается ёмким и динамичным. Надо сказать, каждому их героев видеоинтервью удалось подобрать такие нужные слова и интонации, чтобы получился убедительный в своей простоте и искренности мотивирующий рассказ о профессиональной карьере, подкупающий добрым посылом. Ролевыми моделями построения успешной карьеры для будущих железнодорожников в фильме стали широко известные в нашем городе руководители ж.-д. предприятий почётный железнодорожник Василий Иванович Зеленков, который много лет работал в Министерстве путей сообщения, а сейчас на заслуженном отдыхе, начальник сервисного отделения филиала «Забайкальский» ООО «ЛокоТех-Сервис» Евгений Федоров, начальник Шилкинской дистанции электроснабжения Алексей Вертегов, начальник пункта подмены локомотивного депо Шилка Евгений Шутов, а также плеяда преподавателей Шилкинского МПЛ: Инга Музгина — заместитель директора по учебно-производственной работе, Ирина Суханова — старший мастер, Елена Изотова — мастер производственного обучения. Многие из них представители железнодорожных династий, как, например, Евгений Федоров, дедушка которого Федор Прокопьевич проработал в локомотивном депо на разных специальностях с начала трудовой деятельности и до пенсии, а бабушка трудилась здесь бухгалтером.

Волонтеры указывают команде потенциальных абитуриентов путь в актовый зал, где в рамках профориентационного проекта «Наставник РЖД» на их вопросы о перспективах профессионального развития готовы ответить заместитель директора лицея по учебной работе Наталья Алексеева, специалист Забайкальского центра научно-технической информации и библиотек Елена Покоева и преподаватели Ирина Семенова и Дарья Рахлецова. У них тоже нашлись аргументы, чтобы заинтересовать ребят. Выпускники лицея могут бесплатно получать высшее образование по целевому направлению в Забайкальском институте железнодорожного транспорта. При этом будущему специалисту стопроцентно гарантировано рабочее место. К примеру, выпускник Шилкинского многопрофильного лицея с профессией проводника может получить целевое обучение от дирекции движения и затем работать дежурным по станции. Аналогично и по другим специальностям. Целевиков обязаны трудоустраивать именно на инженерные должности. Определенные бонусы на три года также дает статус молодого специалиста. Подспорьем для желающих учиться в институте являются бесплатные подготовительные курсы довузовской подготовки, которые проходят на базе средней школы № 52 г. Шилка. При поступлении в вуз лицеисты вместо сдачи ЕГЭ проходят тестирование по выбранному направлению. Все выпускники института получают два документа – помимо диплома по технической специальности еще и диплом по экономике и управлению на железнодорожном транспорте.

В завершение разговора преподаватели предложили тем школьникам, кто хочет прийти учиться в Шилкинский лицей, поднять руки. «Надо же! – все как один готовы у нас учиться», — изумились ведущие.

Теперь наша группа направляется на улицу — на внутреннюю территорию лицея, где на платформе рядом с установленным пассажирским вагоном пройдет финишная презентация, посвященная профессии проводника. Ее курируют мастера производственного обучения Елена Изотова, Людмила Кико и Ольга Швецова.

Мастер-класс среди проводников по посадке и высадке пассажиров также показывают лучшие из лучших студенты. Они входят в пятерку отличников и участвовали в региональном чемпионате «Молодые профессионалы». Молодой человек Алексей Устьянцев в униформе проводника уже четверокурсник. Предварительно протерев входные поручни, он сначала демонстрирует, как при посадке нужно правильно обслуживать маломобильных пассажиров и оперативно разруливать сложные ситуации, связанные с ошибками в билете или негабаритным грузом, а затем галантно помогает всем войти в установленный тренажер в виде пассажирского вагона. Едва войдя в вагон, с удивлением восклицаю: «А почему пол под ногами качается? – мы же на месте стоим! Или это такая технология дополненной реальности?». «Не волнуйтесь. Подвески вагона создают эффект движения», — поясняет оказавшаяся рядом девчушка студентка. Ничего не понятно, но уже интересное начало занятий!

В вагоне для удобства демонтированы все купе, кроме служебного и демонстрационного, а вместо них установлены учебные столы и стулья. Рассаживаемся, слушаем и смотрим. О профессии проводника большинство из нас уже имеют определенное представление, и все равно не лишне узнать, какие требования предъявляются сегодня к работнику, который сопровождает тебя в пути следования, каков его функционал. А уже если ты собираешься здесь работать, то тем более. «В наши обязанности входит раздача постельного белья и разнос чая, чайной и сувенирной продукции, влажная уборка вагонов. Первое, что мы начинаем делать после посадки, это проверять повторно документы. Идем по купе и сверяем данные с паспортом. Заполняем бланки строгой отчетности. Рассказываем, где расположены биотуалет, душ и наше служебное купе, напоминаем про вагон-ресторан. Выполняем просьбы пассажиров: если жарко – включаем кондиционер и охлаждаем воздух, если холодно – повышаем температуру. Указываем на правила поведения в вагоне, — рассказывает выпускник. С его слов, в лицее они изучают общепрофессиональные дисциплины: обслуживание пассажиров в пути следования, обслуживание вагона и оборудования в пути следования. Также изучают рефрижераторные вагоны. После окончания лицея им присваивают квалификации специалиста по сопровождению грузов и билетного кассира. «Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте! — с очевидным уважением к выбранной профессии рассказывает без пяти минут проводник. – Кроме того, она хорошо оплачивается. Я уже зарабатываю».

На этом «СПО-тур 2023» завершился. Прощаясь, не могу не задать директору многопрофильного лицея Евгении Шулимовой волнующий меня на протяжении нескольких часов вопрос, почему студенты, которые проводили для школьников мастер-классы, так хорошо владеют профессией кто уже с первого, кто со второго или третьего курсов. «С недавних пор поменялся подход в профобразовании: мы лишь 30% времени в процессе обучения отводим теории, — поясняет она, — а 70% занимает практика. Поэтому ребята выходят из стен лицея готовыми специалистами». На сегодняшний день в лицее обучаются 400 студентов первого и второго курсов, рассказывает руководитель образовательного учреждения. Ежегодно из Шилкинского МПЛ выпускаются до 180 специалистов по ведущим железнодорожным профессиям. В 2022 году 150 ребят окончили лицей с дипломами СПО по профессиям «Машинист локомотива», «Электромонтер тяговой подстанции» «Проводник» и «Повар».

Отмечу, что, судя по вовлеченности экскурсантов и серьезности задаваемых для их возраста вопросов, можно сделать вывод, что восьми- и девятиклассники, которые пришли и приехали поближе познакомиться с Шилкинским многопрофильным лицеем, уже сейчас явно всерьез ищут себя в профессии, а многие вполне осознанно рассматривают железную дорогу как будущее место работы. Ведут себя, как сейчас принято говорить, проактивно, то есть на опережение: окунаются, насколько возможно, в специфику профессии, прислушиваются к своим эмоциям и внутреннему отклику. Можно только порадоваться, что СПО-учреждения дают сегодня возможность школьникам пройти профессиональные пробы, когда для полноты понимания будущей специальности моделируются элементы конкретных видов деятельности.

И, конечно, замечательно, что качественное профессиональное образование, открывающее перспективы для удачного карьерного старта, финансово доступно молодежи нашего района. Как можно было убедиться, здесь для нее создана френдли среда. Пусть первый трек в будущую профессию у нынешних девятиклассников счастливо начнется с Шилкинского МПЛ! Потому что трудовые навыки рабочего человека вновь обретают в обществе статус и приоритет, они активно востребованы на рынке труда. В цене специалисты, которые «держат профессию в руках», умеют делать ими что-то полезное и нужное. Именно они совсем скоро будут определять развитие экономики нашей страны, то есть в глобальном смысле отвечать за наше общее благополучие.

Ольга Терещук

Фото: Ольга Терещук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*