«Дети у нас дружат парочками»: семья в Шилке воспитывает 9 детей

Время праздников собирает всю семью вместе

В большой и дружной семье все трудности преодолеваются вместе, и цементируют такую семью доброта и забота, из которых рождается любовь.

Надежда и Сергей Портнягины из Митрофаново не сразу стали родителями девятерых детей. Влюбившись однажды, создали семью, стали опорой и поддержкой один другому. В семье подрастали сначала трое детей: Виктор, Ирина, Максим. Через несколько лет Надежда и Сергей приютили в своей семье двух племянниц Алену и Ксюшу — дочерей Надиной сестры, которая умерла. Надежда ездила на работу в Шилкинский детский дом, где к ней всей душой прикипела девочка-подросток Ангелина. В тот год, когда расформировали детский дом, в семье Портнягиных стало больше еще на трое детей — с Ангелиной в казенном учреждении жила ее сестренка-погодок Лена, а в Могоче в это же время родителей лишили прав и на младшего брата девочек Романа. Сначала сестры бывали дома у Надежды и ее семьи в гостевом режиме, а потом она приняла решение оформить опеку над ними.
— Ангелина стала старшей дочкой в нашей семье, она сейчас живет и учится в Чите, дальше идут парочки — Лена и Алена, Рома и Витя, Ира и Ксюша — эти дети между собой погодки. Максим один, ну и Владислав — самый младший родился уже в 2021-м. В детдоме я трудилась помощником воспитателя, а Геля всегда мне помогала, ей почему-то важен был порядок, я же баловала ее вкусненьким. Дома меня ждало хозяйство, мама помогала с детьми, муж на вахте, — но все успевала. Муж и мама поддержали мое желание принять в семью еще детей. Дети между собой притирались, конечно, но недолго. Геля и Лена как старшие научились организовывать младших, обучали их каким-то навыкам. Сразу сами составили дома график дежурств, одна была ответственна за кухню, вторая — за зал, остальные — за другие комнаты, у мальчишек свои обязанности, — рассказывает мама.


Как родители в приемной семье Надежда и Сергей прошли школу, где их учили всему, что может случиться между детьми, с какими проблемами можно столкнуться. Стаж и вознаграждение приемных родителей стали мерами поддержки семьи. В 2018-м году им предложили проживание в одном из домов детской деревни в Шилке, где по задумке автора проекта протоиерея храма Александра Тылькевича должны были проживать семьи с приемными детьми. Большая семья расположилась в просторном особняке, дети разобрали спальни, обустроили их по своему желанию. Рядом на приусадебном участке разбили небольшой огородик. Все вместе не только трудятся на нем, но и дружно занимаются спортом. На стене дома висят грамоты и медали детей за футбол, волейбол. Сами Сергей и Надежда тоже охотно участвуют во всем. Двигатель всего, признается многодетная мама, она сама. Муж более спокойный, но всегда подставит свое плечо, занимается с детьми наравне с женой.


— Муж чаще жалеет детей, я — построже. Но вот когда заболевают, я думаю, уж лучше б я сама переболела сто раз. А если вирусная инфекция, то заболевают один за другим, тогда сразу идет полная обработка дома. Если заболели, я уже опытным путем сама начинаю лечить. Только успевай в аптеку ходить. Однако в ковид мы все же попали, еще и малыш родился — заболел. У нескольких из нас не было положительного результата. Было сложно не запутаться, что, кому выпоила из лекарств, — говорит Надежда.


Часть детей уже окончили школу, получают специальности. Старшая Ангелина после окончания лицея поступила самостоятельно на бюджетное отделение ЗабГУ на педагога дошкольного образования. На выпускном вечере из лицея родители Сергей и Надежда получили благодарственное письмо от директора лицея, а сама Ангелина — похвальный лист. Лена и Алена оканчивают четвертый курс лицея по специальности повар, успевают подрабатывать, чтобы быть более самостоятельными. Старшие мальчишки тоже учатся в лицее на первом курсе. Виктор стал лауреатом регионального конкурса «Неизвестные герои Великой Отечественной», получил из рук депутата Госдумы Александра Скачкова диплом за творческую работу о своем прадеде. Ира занимается танцами. У Ксюши тяга к рисованию. Максима хотят отправить на борьбу. У каждого ребенка свой нрав и темперамент, но Надежда говорит, что с самого начала всей детворе старалась донести, что в семье есть свои правила, принципы, что нужно помогать друг другу. За живностью на дворе ухаживает тот, кто принес ее в дом, — так растят ответственное отношение к домашним животным.


— Иногда спрашивают, вы, наверное, огромную кастрюлю еды варите, у вас, наверное, домработница. Нет, в этом плане абсолютно нет трудностей, сколько сварить. Другое дело, что у всех вкусы разные, один лук не ест, другой — мясо и так далее. Помогаешь ребятне и с уроками в школе, и с работами в лицее. В школу забежать, узнать оценки надо. В лицее также. Малыша оформить в детский сад. Забот в любом случае много. Еще и хозяйственные работы на два дома: тут и в деревне. Иногда дети нам говорят: «Так, вам пора с папой сходить в кино или пойти на прогулку». У нас с ним интересы совпадают, любим рыбалку и лес, собираем грибы, ягоды. Все могут посидеть и с маленьким, нянчат его, — рассказывает Надя.
Пока мы разговариваем, нет-нет, да и заглядывают дети в комнату, им нужна мама. Пока младший ребенок спит, уложенный отцом, Максим подходит обнять маму. Ирина очень серьезная, рассудительная не по годам девочка, отпрашивается на прогулку. Вокруг постоянно кто-то из близких, кому нужно внимание, что-то спросить или предложить помощь. Вся семья собирается на дни рождения либо на природе, либо в большом доме. Приезжают племянники, мама, сестры и другие родственники, играют в волейбол, купаются в реках. Большой семье сложно выехать куда-то далеко на отдых, это очень затратно. Но Портнягины стараются, копят. Много денег уходит на еду и на отопление дома. Кстати, половину расходов на коммуналку сейчас погашает благотворительный фонд. 1 июня трое детей поедут в Шиванду на санаторно-курортное лечение по путевкам.


Родные родители троих детей живы. Надежде удалось добиться, чтобы они платили алименты, которые пошли на лечение зубов детям. Отец даже приезжал увидеться и привозил бабушку. Каких только коллизий и горьких воспоминаний ни бывает в жизни детей, которые остались без попечения родителей, и только рука помощи, заботливое плечо рядом или крепкие объятия в минуты, когда хочется плакать, помогают сиротам не чувствовать себя одинокими и никому не нужными, дают силы жить и стремиться к счастью.
— Хотя детям и будет 18 лет уже, мы же никуда их не денем. Куда я — туда и они. Они — наши дети, здесь их дом, их семья. Вот приезжает Ангелина, здесь у нее кровать, здесь ее вещи.

Когда ребенок оказывается в детском доме, у него же ощущение предательства, обида. Иногда детей возвращают обратно в детдом — это уже двойное предательство. Лене было сложнее адаптироваться в нашей семье, она боялась потерять своих друзей, с кем она жила, дружила, ходила в школу — своих близких. Мы продолжаем общаться с девочками из детдома, они дружат с Леной, мы возили ее в гости к ним, а теперь они иногда приезжают в гости к нам, — рассказывает о трудных этапах в эмоциональном плане Надежда. — Мои девчонки имеют боевой характер, их так закалила эта жизнь. Мы нашли общий язык, большие дети уже повзрослели. Даже если были трудности, то это, скорее, переходный возраст давал о себе знать. А у кого из детей не бывает его? Возьми хоть приемных, хоть родных детей. Кстати, они меня пока еще зовут тетя Надя. И только сейчас, когда Геля уехала учиться в Читу, она стала разговаривать со мной на «ты», иногда пишет «мама». Сломался, видимо, какой-то барьер. Я же их всех и сыновьями, и дочками называю, иногда тискаю их, а они уже стесняются. Однажды у нас просили фотоотчет, а дети у меня возмутились: «Мы же не детский дом, мы — семья». Я не подразделяю, они для меня все одинаковы, и я их всех люблю.
Анастасия Алыпова

Фото: семейный архив Портнягиных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*