Когда книги учат сопереживанию

Любовь к книге прививается ребенку с детства. Сначала через детские стишки, потешки, считалочки, потом через сказки и рассказы.

Если родители приучили ребенка читать, приоткрыли ему дверь в богатый и разнообразный мир художественной литературы, то и, будучи школьником, ребенок будет с удовольствием знакомиться с новыми книгами и их героями. Будет вслед за автором переживать их судьбу, оценивать их поступки, сопоставлять их со своими. Неслучайно уроки литературы называют уроками жизни. Кто знает, может, какая-то книга станет для ребенка тем «алым парусом», который поможет приблизиться к своей мечте.
На уроке родной русской литературы в 7 классе мы изучали с ребятами рассказ В. Крупина «Женя Касаткин». Рассказ о мальчике с трагической судьбой. У Жени Касаткина был порок сердца. Тяжелая болезнь забрала у героя рассказа жизнь. Женя умер, простудившись во время рыбалки с одноклассником. После обсуждения прочитанного ребятам было предложено на выбор два задания. Словесно описать, что бы они нарисовали на обложке к рассказу, и обосновать свой выбор или попробовать самим написать окончание истории жизни героя, пофантазировать, изменив авторский замысел.
Одной из таких работ мне захотелось поделиться с читателями. Это работа ученика 7а класса МОУ СОШ 51 г. Шилки Вячеслава Максимова.
«…От ворот я оглянулся: Женя стоял у окна в белой рубашке и смотрел нам вслед. Я был уверен, что Женя обязательно вылечится. И уже через пару недель он поправился. Через полгода Женю прооперировали, и его тяжелая болезнь отступила.
За все оставшиеся школьные годы мы много чего пережили вместе. Мы играли и радовались, весело проводили друг с другом время. Бывало, мы ссорились из-за пустяков, но тут же мирились и в итоге остались лучшими друзьями на всю жизнь.
После окончания школы Женя уехал с родителями в Грузию. Я не виделся с ним около шести лет. Каждую неделю мы с нетерпением ждали писем друг от друга. И как только они приходили, я садился за стол и с восторгом читал письма своего друга. В письмах он писал мне о красоте Грузии, о том, как ему живется на новом месте и как он учится. Читая эти незатейливые строки, я прижимал конверт с письмом к сердцу. Я хотел, чтобы Женька как можно скорее приехал обратно, ведь я так по нему скучаю.
После окончания учёбы мой друг вернулся в село. Я даже его не узнал. Он так изменился, стал похож на настоящего грузина. Женя отрастил себе черные усы с бородкой. Он выглядел старше своих лет. За годы нашей разлуки Женя выучил грузинский язык. Он что-то говорил мне на незнакомом для меня языке. И я запомнил одну фразу «namdvili megobari khar». Я не знал перевода, но тогда мне и не хотелось знать его. Я доверял другу и был рад долгожданной встрече с ним.
Мы часто ходили друг к другу в гости, рассказывали разные истории, делились сокровенным, говорили о жизни. Он — о своей, а я — о своей. Мы могли общаться с утра до вечера. Я так боялся, что Женя снова уедет, и я опять останусь один. Я не хотел об этом думать, но эти назойливые мысли сами лезли в мою ещё совсем молодую голову.
В итоге мой друг всё-таки уехал… уже насовсем. Первое время мы часто присылали друг другу письма, но чем дольше длилась разлука, тем все реже и реже приходили письма. У Жени появились семья, новые друзья. Я же через пару месяцев после его отъезда уехал в Санкт-Петербург и купил там себе маленькую квартирку. В моей деревеньке оставаться одному мне не хотелось. Я сообщил Жене свой новый адрес, и жизнь потекла своим чередом.
Шли годы… Однажды мне пришло письмо. Посмотрев на обратный адрес, я обрадовался: «От Женьки». Но письмо было не от него, а от его жены. Я распечатал конверт и стал читать. На листе бумаги было только несколько проклятых строчек: «Я знаю, что вам очень трудно это читать, но я должна Вам сообщить… Женя умер».
Мои глаза наполнились слезами. Я потерял дар речи. Бродя бессмысленно по дому, я мучился мыслями: «Как это могло произойти?! Почему с ним? Почему сейчас?».
Мне хотелось кричать от боли, но я понимал, что этим друга не вернуть. Уже поздно. Наша дружба длилась несколько десятков лет. А теперь напоминают о ней несколько фотографий и пожелтевшие от старости конверты…Берегите своих близких».
Вот такое получилось продолжение рассказа. Хочется верить, что уроки, на которых обсуждаются подобные рассказы, оставляют в душах ребят искорки сопереживания и добра.
Ирина Пантелеева,
учитель русского языка
и литературы
Шилкинской СОШ № 51

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*